«Эти глаза напротив» – меценат подарил. Редкий прижизненный фотопортрет Станислава Монюшко сегодня передан в Музей истории театральной и музыкальной культуры. В легендарном минском «Доме масонов» великий композитор квартировал в 1840-х. Теперь символическая комната открыта.
Таким он был около 1870 года. Станислав Монюшко – средне-крупный план. Снимок на память сделан в варшавском фотоателье «Kloch & Dutkiewicz». Образцы светописи этого бренда есть в Эрмитаже. Сегодня портрет в интерьере дома, где живёт музыка.
Зинаида Кучер, заведующая Музеем истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «Аналагічны фотаздымак, датаваны 1870 годам, але меньшага памеру, знаходзіцца ў фондах Літаратурнага музея імя Адама Міцкевіча ў Варшаве. Нам падараваў вядомы беларускі калекцыянер Мікалай Сечка. На гэтым прыкладзе я хачу выказаць вялікую падзяку меценатам і сказаць: павярніцеся тварам да нашых музеяў, а наведвальнікі нашы будуць вам надзвычай удзячны».
Если взглянуть на фотокарточку с другой стороны, там «белое пятно» истории. Ещё стоит узнать, чья это запись о дебюте «раскатистого» баса Фёдора Шаляпина в опере «Галька» «славянского романтика». В Уфе такое действительно было зимой 1890 года.
Лайфхак для меломанов от классики. Окна комнаты, где проживал Станислав Монюшко, сегодня выходят в атриум музея. Это креативное пространство – плод реконструкции дома, 20 лет назад. Сам композитор вспоминал: «целая половина города под ногами». Даже Комаровку было видно, а это не близко.
Постоянная экспозиция «на высоте» – вещи-аналоги того, чем здесь в 1840-х мог пользоваться «король нот». Это «Полонез» его сына. Картина Яна Монюшко в музее на временном хранении, предоставил известный антиквар. Послушаем фрагмент экскурсии.
Татьяна Демидович, научный сотрудник Музея истории театральной и музыкальной культуры Беларуси: «"Сялянка”, або “Ідылія”, – першая беларуская опера, якая была ў нас у XIX стагоддзі, па сутнасці, адзіная, музыку да яе ён напісаў разам з Канстанцінам Кжыжаноўскім на лібрэта Дуніна-Марцінкевіча. Увогуле, з ім Манюшка працаваў даволі так блізка. А сёння дзеліць адзін пакой. Прадметны рад вельмі важны для наведвальнікаў музея. Гэта стварае ўражанне своеасаблівае».
Щедрый меценат подобрал и раму XIX века. В ней портрет «беларускага Дудара» просто «запел». Фотография – тонкая реальность, позволяет сквозь время увидеть истинное лицо человека. Эти глаза напротив в музее по переулку, который звучит.
Подписывайтесь на нас в Telegram