Любой год входит в историю, независимо от того, сколь насыщенным на события он был. Нынешний таким был. Сверх пределов. Впрочем, главную тенденцию определить легко. По ней 2023-й еще назовут годом, когда в большой политике проявился Глобальный... Юг. Саммит БРИКС в ЮАР, на котором произошло историческое расширение, когда к участию пригласили Арабские Эмираты, Иран, Саудовскую Аравию, Египет и Эфиопию… Ах, да, еще и Аргентину. Так вот августовский планетарный форум собрал тогда под 70 государств. С единым взглядом на невозможность гегемонии одного Запада. И всем стало ясно, что боррелевское сравнение ЕС с садом, а мира с джунглями – лишь глупость. Заштатного наемного огородного пугала.
Голос желающего мира всего мира, а не только… Запада и подпевал, был явлен и возвысился и в ситуации на Ближнем Востоке. Террористическая атака боевиков ХАМАС на Израиль и абсолютно непропорциональный ответ на нее были встречены акциями солидарности с мирными палестинцами – даже в Брюсселе, Лондоне и Вашингтоне. Тем не менее, США несколько раз накладывали вето на резолюции Совбеза с требованием прекращения огня – даже после кадров из разрушенных больниц, школ, мечетей и церквей в Газе. Многие тысячи погибших гражданских и растущая угроза расширения войны на весь регион и далее – не подвигли окружение и Байдена требовать мира. В этих условиях Беларусь, не смотря на санкции и противодействие, спасла из ада своих граждан. За операцией следила и желала ей удачи вся страна.
Помочь всем, кому можно, протягивать руку тем, кто в беде, где бы они ни были – это не тренд года. Это было кредо белорусов всегда. Когда стихия ударила по Турции и Сирии, и два страшных февральских землетрясения за минуты унесли жизни почти семидесяти тысяч человек в двух странах, через считанные часы наш спасательный отряд «Зубр» отправился к эпицентру. В пострадавших регионах, где были уничтожены более 400 тысяч зданий, в условиях постоянной угрозы своим жизням, белорусы смогли спасти шесть жизней других. В Сирии миссия наших врачей оставалась и после истечения официального срока гуманитарной операции. Еще сотням и тысячам была доставлена помощь, которую Минск передал и Анкаре, и Дамаску. А вот само-названные «мировые гуманисты» проявили избирательность. Опять.
Минск не остался в стороне и в самый кризисный момент для братской России. Когда напряженность между руководителем ЧВК «Вагнер» Евгением Пригожиным, чьи бойцы выполняли сложнейшие задачи в разных регионах, и властями страны достигла критической точки, и колонна техники вышла в направлении Москвы, переговоры с обеими сторонами вел лично Александр Лукашенко. Большой крови – не допустил. Часть бойцов были размещены у нас. Часть вошли в состав ВС России. Часть продолжили работу, в том числе в Африке. Где Вагнера спасали людей от радикальных сил. И по контрактам помогали местным властям ряда стран избавляться от западных… артефактов эпохи постколониализма. После заявления о возобновлении деятельности именно на этом направлении Евгений Пригожин погиб. Но продолжения новой волны окончательной деколонизации Африки это уже не остановило.
Не прекратилась, правда, и трагическая украинская авантюра команды Байдена. Запад всеми силами старался нанести как можно больший ущерб России. Наращивал поставки Киеву все более мощных систем, техники и амуниции. Раздавал все более богатые заказы своим оружейным фирмам, ожидая в обмен денег спонсоров к грядущим выборам. Однако, подготовленное НАТО и разрекламированное их чинушами и СМИ «весеннее» контрнаступление, начавшееся летом... провалилось. И в США и ЕС стартовала, вызванная усталостью от Украины, кампания забвения. Ряд политиков призвали к прекращению финансирования коррумпированного окружения Зеленского и переговорам Киева и Москвы. Но сделали это не из желания снизить бессмысленные людские потери. А чтобы сэкономить свои деньги.
Все новые и новые бессмысленные и беспощадные санкционные пакеты Вашингтона и Брюсселя, наконец, начали… действовать. В мире оформилась система параллельных поставок. Возникли новые товарные каналы. Начался разговор о дублирующих западные финансовых системах. Вырос интерес к китайскому юаню. Экономики стран Запада – наоборот, чаще сталкивались с проблемами. Это привело к росту протестов во Франции. Сменились власти в Словакии. Рухнул рейтинг кабинета Шольца и доверие к бюрократам в ЕС. В преддверии выборов поднят вопрос об импичменте главы в США. В Польше и Финляндии новые правительства продолжили проамериканские курсы. Но значит, и у них… и во многих странах, ждущих выборов в «электоральном» следующем году, будет суетно. И, к сожалению, везде будет интересно.
Подписывайтесь на нас в Telegram