Этой ночью Иран нанёс удар баллистическими ракетами по военным базам США на территории Ирака. Пентагон уверяет, что во время обстрела обошлось без жертв, в Тегеране заявили о десятках убитых американских военных.
Связаны ли два кровавых события – крушение самолета украинских авиалиний и обстрел – пока неизвестно. Очевидно одно: Дональд Трамп заранее пообещал жёсткий ответ на любые военные действия иранской армии, поэтому весь мир застыл в ожидании очередного витка эскалации.
Какие действия предпримет Вашингтон? Точечные удары? Массированную бомбардировку или полномасштабную войну?
Эксперты уже рассуждают о том, во что может перерасти этот пока региональный конфликт. Ведь ощущение, что это происходит далеко и не с нами, более чем призрачно.
«Это война». «Иран начал мстить». «США готовят страшный ответ». «На пороге большой бойни». Журналисты всего мира словно соревнуются в конкурсе на самый громкий заголовок.
А простые обыватели в этом безудержном потоке информации пытаются понять: чем конкретно им грозит конфликт Вашингтона и Тегерана и во что он может вылиться?
Сначала вкратце о том, с чего начался конфликт. Американцы нанесли ракетный удар по позициям одной из шиитских группировок в Ираке. В ответ демонстранты начали штурм посольства США в Багдаде.
Белый дом заявил, что за этим нападением стоит Иран, и в частности иранский генерал Касем Сулеймани, которого тут же убили точечным ракетным ударом. Но Сулеймани оказался не просто военным, а вторым по значимости человеком в Иране. Где и политики, и религиозные деятели, и миллионы людей на улицах пообещали американцам страшную месть за убийство генерала. Иранские ракеты полетели в военные базы США, для которых ответ на такую баллистическую оплеуху уже дело имиджа сверхдержавы.
Может ли американо-иранский конфликт перерасти в мировую войну? Вполне. Ведь он уже изначально за рамками двух государств.
Не потому, что боевые действия начались в Ираке. А потому что Иран – это форпост мусульман-шиитов, которых в мире сотни миллионов. Они враждуют с другим течением ислама – суннитами.
Так вот весь сыр-бор в Ираке как раз из-за этого религиозного конфликта. При Саддаме Хусейне там правило меньшинство суннитов. Американцы свергли Хусейна и сами открыли ящик Пандоры. Кстати, известная на весь мир террористическая группировка «Исламское государство» – это выходцы из суннитского течения. И не секрет, что именно Иран помогает Башару Асаду бороться с террористами в Сирии.
Добавим сюда суннитскую Саудовскую Аравию, которая отрыто враждует с Ираном, ливанских шиитов, которые без поддержки Ирана будут уничтожены Израилем. И вот вам рецепт коктейля Третьей мировой с обогащённым ураном, который вышедший из ядерной сделки Тегеран теперь будет готовить без ограничений.
А вот теперь о миротворческой роли Беларуси, которая теперь и со Штатами в хороших отношениях, и с Ираном всегда была в неплохих. Скоро в Минск прилетит госсекретарь США Майкл Помпео, и у нас наверняка найдётся, что ему предложить.
Беларусь годами выстраивала имидж страны-миротворца. Именно наша страна выступила с мирной инициативой «Хельсинки-2», которая могла бы послужить укреплению региональной и международной безопасности.
Об этом наш Президент говорил на форуме по противодействию терроризму представителям более полусотни государств.
В самом начале драку между двумя горячими парнями можно остановить. Встревать между ними нельзя – чревато. Эффективнее хватать сзади и оттаскивать в разные стороны, но в одиночку, разумеется, сделать это сложно.
Беларусь готова. И главный вопрос, кто ещё готов растаскивать, а не подталкивать соперников? Увидим уже в ближайшее время и еще не раз дополним эту тему.
Подписывайтесь на нас в Telegram