Общенациональное телевидение

Просто космос

Читать на сайте ont.by

Наш земляк Олег Новицкий в это самое время за созвездиями наблюдает с орбиты Международной космической станции. Повествование об этом полёте длится в «Контурах» уже почти полгода, поэтому мы успели привыкнуть ко всему, что происходит в космосе. Но на уходящей неделе, чтобы освежить впечатления, наш корреспондент Светлана Карульская вместе с женой космонавта Юлией Новицкой решились на отчаянный поступок. Они захотели на себе испытать хотя бы часть полётных тягот. И отправились за приключениями в аэродинамический комплекс, познавать азы парашютной подготовки.

Из дневника жены космонавта Олега Новицкого — Юлии Новицкой: «Мне наконец-то удалось полетать в аэродинамической трубе! Поскольку я очень-очень боюсь высоты (стараюсь не пользоваться стремянкой и никогда не пойду кататься на Колесе обозрения, даже детском), то полёт в трубе для меня был сродни подвигу. Но любопытство и желание испытать на себе хотя бы что-то из того, что делают космонавты при подготовке к космическому полёту, в данном случае пересилило страх».

Испытание небом для тех, кто хочет подняться над ним – это лишь малая высота, которая должна покориться будущим космонавтам. Парашютная подготовка – обязательный этап, который проходят все, кто мечтает и готовится взлететь на орбиту. Именно так, с парашютом, возвращался на землю Юрий Гагарин. Сегодня экипажи совершают посадку в спускаемом аппарате. Но убирать прыжки из программы подготовки никто даже и не думает. Специалисты утверждают: это самый реальный тренажёр по созданию стрессовых ситуаций: здесь можно оценить, как поведёт в них себя каждый кандидат. И первый шаг к укрощению воздушного потока – полёты в аэротрубе.

Максим Тищенко, инструктор аэродинамического комплекса: «Это своего рода имитация, максимально приближенная к воздуху, в той ситуации, в которой находятся парашютисты во время свободного падения. В этот момент тело и все наши привычные рефлексы не работают. Соответственно, нужно учиться новым навыкам. И это интересный путь».

Умение существовать без точки опоры: у некоторых, кто приходит в отряд Центра подготовки, нет ни одного прыжка с парашютом. И перед реальным шагом из самолёта кандидаты в космонавты обязательно изучают воздушный поток и осваивают навыки движения в аэротрубе. Это технологический стакан, мобильный вертикальный тренажёр (см. видео – прим.ред.). Мощные винтовые двигатели создают искусственный воздушный поток со скоростью 200 километров в час. Каждая минута тренировки, как настоящий подъём и выход под купол парашюта. Для начала с инструктором, потом самостоятельно, как бы в свободном падении, а после с выполнением дополнительных заданий. Сегодня мы пробуем освоить эту науку с женой Олега Новицкого – Юлей. Она не раз наблюдала за тем, как парит муж и его коллеги, но сама решилась впервые. Полётные костюмы, почти как космические, защитные шлемы и обязательная тренировка «на берегу». Новичкам объясняют, как двигаться и учат языку жестов. Это на случай протестов вестибулярного аппарата.

Руки и ноги – в аэротрубе, как и при реальном прыжке, инструменты для стабилизации в воздухе. Одно неловкое движение, например, пальцем, и можно свалиться в беспорядочное падение. Для меня будет главным как раз хотя бы удержаться в потоке, который движется на скорости хорошего спортивного болида. Никто не обещает, что будет легко.

Разворот, подход, подъём, – нам приходится учиться элементарно управлять своим телом. Инструктор помогает превратить руки в рули. Направляя тело человека при помощи специальных захватов. Через пару минут что-то начинает получаться. После каждого упражнения поток уходит в минус и можно коснуться пола. Это хорошо для новичков хотя бы потому, что исключает главную фобию – под тобой нет пропасти. Но для тех, кто готовится стать космонавтом, задания в разы сложнее: им приходится думать о парашюте, и работать не только руками, но и головой. За время свободного падения космонавты должны вести репортаж и решать сложные логические головоломки.

Максим Сураев, лётчик-космонавт: «Там есть обратный счёт, допустим, от одного до десяти – красные. И от одного до десяти – белого цвета. Надо их найти и всё это проговорить. Были математические задачи... Всё-таки когда ты прыгаешь с парашютом, ты знаешь, что у тебя 30-40 секунд задержка. Бывает, ты увлекаешься… и подмешивается ещё то, что надо контролировать высоту. Проверяют космонавта, чтобы он от страха не попал в ступор».

Для Максима Сураева, друга и коллеги Олега Новицкого, аэротруба сейчас просто развлечение. На его счету более сотни реальных прыжков, два космических полёта и почти год без гравитации. Сегодня он здесь, чтобы поддержать Юлю. Пока Олег на орбите (так принято у космонавтов), его коллеги стараются чем могут помогать семье. Но Юля уже со второго захода в трубу демонстрирует – она настоящая жена космонавта! Подъём на максимальную высоту в 15 метров и резкий спуск: полёт прошёл нормально. Только потом Юля призналась, чего ей это стоило. Она жутко боится высоты.

Юлия Новицкая, жена космонавта Олега Новицкого: «На мой взгляд, это очень тяжело. Это необыкновенная эйфория, счастье, но в то же время это большая физическая нагрузка. Мне это тяжело далось».

А это уже второй этап подготовки. В небольшом городе Мензелинск в Татарстане будущие космонавты шагают вниз с высоты в четыре тысячи метров, чтобы когда-то подняться вверх на четыреста километров. Здесь перед стартом тренировался Олег Новицкий, а сейчас проходит сборы, как говорят космонавты, «крайний» набор отряда Центра подготовки. Их зачислили в 2012-м. Подняться к звёздам пока не удалось никому из них. Поэтому каждый взлёт самолета АН-2 для всех остаётся экзаменом.

Сергей Корсаков, космонавт-испытатель отряда Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина: «Работать будем при небольшой облачности. Вижу дымку. С другого борта погуще туман. Будет интересно».

Скорость 200 километров в час. Шестьдесят секунд свободного падения – из-за недостатка кислорода у неподготовленного человека как раз за минуту происходит выключение «активного сознания». А будущие космонавты должны рассчитать время на выполнение задач, поработать с партнёрами и даже сделать какие-то акробатические упражнения. Весть процесс снимает видеокамера. Это для того, чтобы потом инструкторы и психологи смогли сделать «разбор полётов». Главный эксперт здесь – человек легендарный – Ирина Соловьёва: кандидат первого женского отряда космонавтов и основной дублёр Валентины Терешковой. Сейчас именно она подбирает задачи для будущих космонавтов.

Ирина Соловьёва, психолог Центра подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина: «Задачки подбираются с учётом перспективных должностных обязанностей в экипаже, в полёте. Мы пытаемся такие задачки подбирать с тем, чтобы командир, например, прыгал за инструктора. Он должен дать какие-то знания обучаемому, команде, следить за их действиями».

Самое интересное испытание для кандидатов в космонавты всегда оставляют на финал сборов. Лучшим дают возможность совершить прыжок в космических доспехах – в скафандре «Сокол». Чтобы приблизительно понять, что же чувствовал, возвращаясь с орбиты, первый побывавший в космосе человек. Взгляд на Землю через забрало скафандра, пусть пока и не с борта корабля «Союз» – мечта и цель каждого, кто проходит подготовку в Звёздном. Ради этого будущие космонавты готовы на сотни выходов под купол. Парашютные прыжки шлифуют характер и оттачивают волю, говорил Юрий Гагарин. А он это точно знал!

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by