Общенациональное телевидение

Просто космос

Читать на сайте ont.by

Об инвестиционном потенциале нашей страны можно судить уже по тому, насколько широк диапазон наших разработок – от недр до космоса. Судите сами: солигорские шахтёры опускаются на километр вниз, а космонавт Олег Новицкий готовится взлететь на 30 километров вверх.

На уходящей неделе экипаж с позывным «Казбек» успешно сдал экзамены, и авторитетная комиссия приняла решение: в этом составе плановый старт возможен. Хотя не обошлось и без нештатной ситуации. За подготовкой экспедиции на МКС продолжает внимательно следить наш собственный корреспондент Светлана Карульская.

Юлия Новицкая, из «Дневника жены космонавта»: «Сегодня первый день комплексных тренировок. Ещё на прошлой неделе я аккредитовалась на эти экзамены как журналист. Помня, как в прошлый раз муж был против того, чтобы я там присутствовала, решила ничего об этом ему не говорить. Пока… Как я и предполагала, он снова против. Так что не буду его нервировать и не пойду».

Это, пожалуй, единственный случай, когда ограничения на профессиональную деятельность журналист и жена космонавта Юлия Новицкая понимает и принимает. Два дня комплексных экзаменов – результат всей предполётной подготовки «Казбеков». И допуск к новому старту.

В космическом вузе сессия всегда особенная – без права на ошибку и без возможности пересдачи. Приёмная комиссия, билеты и никаких шпаргалок.

Олег Новицкий, космонавт-испытатель, командир экипажа корабля «Союз МС-03»: «Мы не знаем, какой билет мы вытянем. Но все нештатные ситуации, которые могут произойти на станции, мы уже экипажем отработали. Вопросов не возникало. Поэтому всё будет хорошо».

Как и космос один на всех, так и на экзамене для экипажа одно общее задание. В невесомости может произойти до 700 нештатных ситуаций: от пожара и разгерметизации до выброса отравляющих веществ и полного отказа техники. Справиться со всем этим на тренажёре российского сегмента международной станции и на макете корабля «Союз» входит в задачи основного и дублирующего экипажей. Космическое пожелание «Удачи!» – и «Казбеки» начинают тренировку.

В этой маленькой комнате, полной мониторов, проводов, измерительных приборов, решается судьба космонавтов (см. видео – прим. ред.). О том, что именно пойдёт не так, они не знают до последнего.

Для экипажа это типовой рабочий день. Вначале, как и положено, видеоконференция с центрами управления полётами в Королеве и Хьюстоне, решение ежедневных задач. Но именно в это время и создаётся нештатная ситуация. Проще говоря, в макете МКС или корабля «Союз» что-то ломают. А космонавты должны это не только обнаружить, но и починить. Но первая нештатная ситуация оказалась совсем не связанной с космосом.

«Можно вас попросить? Здесь Тома испачкался немного. На панели какая-то липкая масса была. Можно каким-то спиртом протереть? – Хорошо передадим информацию».

Поскольку этот день на МКС хоть и экзаменационный, но всё-таки тренировочный, гигиеническими комплектами для космонавтов станцию не загружают. Поэтому помощь пришла с «условной земли». Астронавта европейского агентства француза Тома Песке, а он, кстати, впервые летит на орбиту, спасли русским спиртом. Применили, конечно, наружно. Со всеми другими нештатными ситуациями «Казбеки» на отлично справились сами. Было и ложное срабатывание датчика дыма в служебном модуле, и разгерметизация функционально-грузового блока российского сегмента станции, и отказ системы кислородообеспечения.

Алексей Даркин, инструктор по комплексной подготовке к работе на международной космической станции: «Отличный экипаж. У них очень хорошие человеческие отношения в команде. Они сами по себе очень открытые и яркие люди. И экипаж получился очень слаженный и очень хороший. Всё у них будет здорово».

День второй – тренировка на макете корабля «Союз». Экипаж в полной экипировке. Скафандры «Сокол» весят 12 килограммов. Но эта ноша, похоже, не тянет. Хорошее настроение и шутки – признак того, что ночью ничего доучивать не пришлось.

Олег Новицкий, космонавт-испытатель, командир экипажа корабля «Союз МС-03»: «Надо брать всегда крайний билет слева. Не знаю, вот так пошло ещё с момента дублирования. Мы постоянно брали левый билет. Вот так вот и осталось».

Тренировка в «Союзе» – полный цикл движения корабля: от выведения на орбиту до возвращения на землю. Это стартовый день в точной копии: от очередности посадки экипажа – командир Новицкий заходит последним – до детальнейшей проверки всех параметров корабля.

«Союз», в модификации МС, что означает «модернизированные системы», только в третий раз повезёт космонавтов к международной космической станции. В первый раз белорус стартовал на корабле серии ТМА – транспортном, модифицированном, антропометрическом. Поэтому нынешний полет всё ещё считается испытательным.

Дмитрий Вовк, инструктор по комплексной подготовке на корабле «Союз»: «Очень много отличий. Были произведены существенные доработки именно в плане электроники. То есть новые системы измерения дальности на этапе сближения и в целом новая система позиционирования корабля. Использование GPS и ГЛОНАСС».

Около двух часов предполётной подготовки корабля, команда «Старт», девять минут, точнее, 525 секунд до орбиты и…

«“Казбек”, я 16-й третий. Поздравляю вас с успешным выведением и передаю на управление ЦУПу Москвы».

Тренировочные старт и посадку «Казбеков» комплексная комиссия оценила на «отлично». Это значит, что состав основного экипажа до 18 ноября (на этот день намечен реальный запуск ракеты-носителя), скорее всего, не изменится. Уже во вторник и основной, и дублирующий экипажи отправятся специальным бортом на Байконур. И это тоже будет испытанием для Олега Новицкого. Боевой лётчик как-то рассказал по секрету, что побаивается летать на самолёте, когда сам не за штурвалом. Но и этот экзамен, как и все другие, он готов сдавать тысячи раз ради заветной для всех космонавтов команды: «Ключ на старт!».

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by