Общенациональное телевидение

Промышленный оптимизм

Читать на сайте ont.by

Самостоятельность. Приходится признать, что её дефицит свойствен многим постсоветским обществам. В течение десятилетий вся практика государственного управления строилась на ограничении гражданской ответственности. Формально она провозглашалась, но на деле не поощрялась. Именно это отсутствие самостоятельности в принятии решений, утрата ответственности за то, что происходит вокруг, стало одной из причин развала великой страны. И пытаясь разобраться в истоках этого явления, публицисты обычно говорят об инфантилизме населения.

Эта черта развивается у человека в результате неправильного воспитания, когда родители, стремясь уберечь своё чадо от неприятностей, пытаются всё делать за него. Так и в обществе: решая за граждан все вопросы, выбирая их управляемость, а не жизнеспособность, советская власть получила индифферентное, несамостоятельное население. Всебелорусское народное собрание – это наш тест на самостоятельность. Наш шанс стать взрослее. Принять участие в развитии страны и взять на себя ответственность за то, что происходит вокруг.

Важнейшим условием развития современной экономики является способность людей самостоятельно принимать решения и нести ответственность за их реализацию.

40 млрд долларов – на модернизацию, создание производства легковых автомобилей, обновление отрасли деревообработки и строительство атомной станции. Это одни из основных направлений промышленно-экономического развития за минувшие пять сложных лет. Кризис в странах-соседях и… жёсткая установка: не допустить обвала экономики.

И даже в таких условиях валовой продукт на душу населения по паритету покупательской способности вырос в прошлом году с 15 до почти 18 тысяч долларов. Пожалуй, именно в 2015-м многие отечественные предприятия смогли уверенно заявить – есть рост.

Для генерального директора «Белкоммунмаша» пятилетки измеряются в… троллейбусах. Впрочем, уточняет Владимир Король, если раньше говорили о количестве – столько произвели, а столько продали – то сейчас на первый план выходит качество.

Владимир Король, генеральный директор предприятия «Белкоммунмаш»: «Это становится, конечно, уже более универсальное транспортное средство, позволяющее учитывать и способствовать улучшению экономики эксплуатирующей организации в плане того, что появляются шире возможности».

Рестайлинг старых моделей и выпуск новых – заводская стратегия. Флагман, электробус «Витовт» даже не совсем троллейбус. Скорее, вместительный электромобиль. Заряжается на крайних точках маршрута, автономный ход – до 15 километров, к концу года такой появится в Минске и заменит автобус на маршруте №1. А ещё Мексика, Индонезия и Европа заказывают пока пробные партии, но это лишь начало. Счёт по контрактам уже идёт на десятки.

Показатели «Белкоммунмаша» действительно неплохие. Но когда речь идёт о достижениях, нужно помнить, что начальная точка пятилетки – это 2011-й, год для экономики крайне сложный. И перед предприятиями стояла задача не нарастить объёмы (в единицах товара или в чистой выручке), а вернуться на докризисный уровень. Вернуться, завоевав новые перспективные рынки.

Именно проседание традиционных рынков – России, Украины и в целом стран СНГ – проблема пятилетки для белорусских производителей. Это заставляет сойти с наезженной колеи: и буквально, и образно. Но отказаться от контактной троллейбусной сети проще, чем перестроиться на рынке. Безболезненно поменять стратегию не удалось. Были и простои, и неполная рабочая неделя.

Владимир Король, генеральный директор предприятия «Белкоммунмаш»: «Стабильность – это тоже плохо. В данном случае, когда производство – значит, жди потом бури. Вот оно и происходит. Поэтому это естественно, определённое происходит падение, но это тот период, который заставляет перестроиться, перевооружиться, начать внедрение новых идей. Есть хорошее классическое выражение: «Если идея хороша – деньги найдутся всегда». И она подходит».

Именно инновации двигали вперёд предприятия в условиях сложностей. МАЗ ставил новые двигатели и продавал машины по всему миру, МТЗ расширял линейку тракторов от самых маленьких до гигантов, БелАЗ вывел на рынок самый крупный в мире карьерный самосвал на 450 тонн. Первая половина пятилетки – и тотальная модернизация всей отрасли. И вот, когда казалось, что дела налаживаются, пришла новая беда.

Резко упала цена на нефть, обвалился российский рубль, Москва ожидаемо свернула федеральные программы – рассчитывать на близкого восточного партнёра так, как раньше, было уже почти невозможно. Нагрузка легла на флагманы: «Беларуськалий» не только восстановил прежние объёмы, но и нарастил производство, освоив новые рынки сбыта. Такие же ожидания и от белорусской «нефтянки».

Инвестпрограмма «Нафтана» – это полтора миллиарда долларов, модернизация семи установок и строительство с нуля двух комплексов. Сейчас здесь перерабатывают около 11 миллионов тонн сырья в год, но глубину переработки нефти доведут до 92% – это мировой уровень. Как минимум на десятую часть вырастут объёмы.

Владимир Третьяков, генеральный директор предприятия «Нафтан»: «В финансовом выражении за каждый год избавления от мазута мы уйдём от неэффективных продаж, потому что на внешних рынках он стоит очень мало. И сможем получить прибыли порядка 150 млн долларов дополнительно на этих комплексах и установках, в то же время в бюджет увеличатся поступления от налогов, от экспорта светлых нефтепродуктов примерно от 120 до 130 млн долларов в год».

При этом условия сложные: прибыль за 2014-й – 200 млн долларов, в прошлом – всего четыре. Но о том, что модернизацию откладывать нельзя, говорят и на собрате «Нафтана». На Мозырском нефтеперерабатывающем уже получают своё сырьё для производства бензина. На импортозамещенииэкономят до 40 млн долларов в год. А экспорт доводят до 70%. И основа любого бизнеса – продать товар под запросы конкретного покупателя. Это касается и машиностроителей, и аграриев, и производителей бытовой техники.

Удовлетворить любые запросы, говорит генеральный директор «Атланта», – вот и вся стратегия. И пусть сейчас берут в основном то, что подешевле, но расширять линейку здесь не переставали, несмотря ни на что.

Виктор Шумило, генеральный директор предприятия «Атлант»: «Мы за прошедшую пятилетку освоили производство холодильников системы NoFrost, для нас это принципиально другое, выпустили холодильники класса АА+, мы сделали новые стиральные машины, новый дизайн, новые технические характеристики».

Гордятся здесь не только продукцией, но и тем, что за пять лет не был сорван ни один контракт и ни один банк не пожаловался на невозврат кредитов. Всё потому, что на этом заводе стратегия рассчитана не на 5, а на 20 лет вперёд.

В последние годы стало очевидно, что потребитель хочет более современный продукт – и по старой цене. И здесь у некоторых предприятий случилось неприятное финансово-философское открытие. Денег нет. Для того чтобы их заработать, нужно провести модернизацию. А для того, чтобы провести модернизацию – нужны деньги. Круг замкнулся.

И тем, кто не перестроился, пришлось заморозить развитие. Впрочем, прошедшие пять лет – это урок отстающим. Ведь примеров для подражания в стране хватает.

Виктор Шумило, генеральный директор предприятия «Атлант»: «Сказать, что «Вот, нам надо провести модернизацию» – я не понимаю этого. Модернизация, инвестирование – процесс непрерывный. И в тяжёлые времена, конечно, делается упор на те вещи, которые определяют конкурентоспособность и жизнедеятельность предприятия».

Но внешнее, порой шоковое воздействие – отнюдь не причина трудностей. Так лишь чётче обрисовываются внутренние проблемы. На одних заводах – низкая производительность труда, другие – слишком зависимы от экспорта, на третьих – устаревшая структура управления. Не везде инновации внедряются эффективно, инвестициям предпочитают кредиты, а доля малого и среднего бизнеса в производстве невысока... Решение этих и других проблем – программа на ближайшие пять лет. У разработчиков проекта Основных направлений социально-экономического развития – здоровый оптимизм. К 2020 году ВВП должен прирасти на 12-15% за счёт увеличения экспорта и привлечения прямых инвестиций. Сделана ставка и на информатизацию в широком смысле. Недаром разработками Белорусского Парка Высоких технологий пользуются более 900 миллионов человек в 160 странах. А заказчиками являются 5 из 10 крупнейших корпораций из списка Forbes. В итоге экспорт превысил в прошлом году 700 млн долларов. Но главное – человеческий ресурс: роль каждого, кто задействован в экономике, будет только возрастать.

Владимир Король, генеральный директор предприятия «Белкоммунмаш»: «Да, я думаю, что и люди сейчас понимают, что от каждого сегодня надо, чтобы были реальные конкретные действия. Как говорят, от уборщицы до директора».

Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by