Успешная работа «Штадлер Рейл Групп» в Беларуси послужит примером для прихода в нашу страну других зарубежных компаний. Об этом Александр Лукашенко заявил на открытии крупного технологичного предприятия швейцарской компании.
Современный завод построили в Фаниполе. Это сотни, а в последствии до тысячи рабочих мест и хорошие зарплаты. А перспективы самые благоприятные – работа не только для Беларуси и России, куда с конвейера отправился первый поезд, но и на пространство всего Евразийского экономического союза.
Теперь он делит свою жизнь на «до» и «после 30-летия». Юбилейный год Виталий Шпак считает одним из самых успешных в своей жизни. В недавнем прошлом сборщик троллейбусов несколько месяцев провёл на стажировке в живописной Швейцарии и теперь на новой работе – город Фаниполь, завод «Штадлер-Минск».
Виталий Шпак, пневматик завода «Штадлер-Минск»: «Всё, что надо, – здесь. Инструмент какой попросим… Здесь главное качество, за темпами никто не гонится, качество прежде всего».
Средняя зарплата здесь – более 12 миллионов рублей. Но, если поднапрячься, можно в расчётном листе увидеть и цифру «20». Но едут сюда не только за длинным рублём.
Антон Антоненко, слесарь механосборочных работ завода «Штадлер-Минск»: «Вот он из Польши, я тоже приезжий… Здесь хорошая организация труда, начальство, коллектив – все приветливые, чистота. Порядок, всё для людей».
История белорусско-швейцарского сотрудничества началась в марте 2010 года, когда Белорусская железная дорога закупила 10 электричек «Штадлер». Дальше – больше. Ещё шесть поездов «новейшего поколения» вскоре вышли на городские и региональные линии. А потом у владельца швейцарской компании Петера Шпулера появилась идея – производить эти самые поезда прямо здесь, в Беларуси. Государство задумку поддержало – и в октябре 2012 в Фаниполе начали строить новый завод.
Первую часть построили за два года, и минский завод стал не только самым новым, но и самым технологичным в семье «Штадлера». А предприятий только в Европе у него немало: по четыре в Швейцарии и Германии, есть сборочные конвейеры и сервисные центры в Польше, Чехии, Венгрии, Италии, Австрии и далеко не европейском Алжире. Завод в Фаниполе – стратегический, первый на постсоветском пространстве. Но впереди – расширение, число работников перевалит за тысячу. Сейчас они собирают до 20 поездов в месяц, через два года будут собирать шесть раз больше.
Всё производство поездов разделяют на этапы. Сначала сваривают кузов из алюминия. Он легче на 60%, чем образцы из чёрного металла, а значит – экономия энергии. Сюда вагоны поступают уже в цвете, их загрунтовали и покрасили. И вот здесь мастера уже начиняют их электроникой, утепляют и шумоизолируют. Финишный этап производства – комплектация вагонов в состав.
Первый двухэтажный поезд уже уехал отсюда в Москву. Будет перевозить пассажиров между российской столицей и аэропортами Домодедово, Внуково и Шереметьево. Первым пассажиром второго экспресса сегодня стал Президент.
Открытие завода сегодня напоминало больше деловой форум. Руководители белорусских предприятий, чиновники, представляющие железные дороги соседних государств, иностранные бизнесмены, банкиры, сплошь иностранная речь – событие и в самом деле знаковое.
Такое отступление Президента от официального протокола удивило многих. Но, оказывается, в самом деле, есть вопросы. Два года назад «Штадлер» и «Белкоммунмаш» организовали совместное предприятие на паях, с контрольным пакетом акций у швейцарской стороны. Только в новый завод в Фаниполе «Штадлер» вложился, что называется, по полной. А вот на площадях «Белкоммунмаша» всё пока не так красочно.
На фоне этого вопросы вызывает белоснежный трамвай под брендом «Метелица». Эту швейцарскую разработку собрали в Фаниполе и вскоре отправят в Россию. Но тогда как быть с «Белкоммунмашем», который тоже выпускает трамваи и троллейбусы? Что будет с его продукцией? Директор «Штадлера» по продажам в странах СНГ Матиасс Штёр уверен: вопрос разрешится положительно для обеих сторон. По крайней мере, у него есть два варианта развития событий.
Петер Шпулер чуть позже признается: «Белкоммунмаш» в стороне не бросят. Всё-таки предприятие одно. Тем более что сегодня стартовая отмашка дана на уровне Главы государства. И Александр Лукашенко, пройдя по цехам «Штадлера», заверил: если стороны будут держать обещания, поддержка обеспечена.
У «Штадлера» обширные планы не только на восточное полушарие, но и, прежде всего, на Беларусь. Они хотят видеть свои составы не только на земле, но и в минской подземке. Александр Лукашенко, в свою очередь, предлагает увеличить так называемую локализацию производства, то есть долю отечественных запчастей. Сейчас доля импорта в этих поездах доходит до 70%. О перспективах белорусско-швейцарского сотрудничества Президента спросили и журналисты.
О перспективах журналисты спрашивали много. В том числе и местных. Фаниполь долгое время был своеобразным пригородом Дзержинска. Сегодня населённый пункт переживает второе рождение и пребывает в статусе города-спутника уже столицы.
Слова подтверждаются практикой. Сегодня в Фаниполе строят сразу пять заводов и в следующем году собираются ввести сразу четыре из них – по производству водонагревателей и отопительных котлов, полимеров, строительных конструкций и упаковки. В 2016 году компанию им составит новый завод от «Амкодора» с выпуском резинотехнических изделий. В этом же году «Штадлер-Минск» должен выйти на максимальную мощность производства пассажирского транспорта.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram