Общенациональное телевидение

Проект новой Конституции: к сценариям завтрашнего дня готовимся сегодня – это его задача. На что еще нацелен Главный закон Беларуси?

Читать на сайте ont.by

Изменения в Конституцию. Начнем с предпосылок – почему это необходимо именно сегодня. Не секрет, что многие процессы сегодня завязаны на авторитет и персонализацию Главы государства. Лукашенко – в политике, как говорят, «тертый калач». С этим никто не спорит, даже самые ярые и радикальные оппоненты признают: он выводил страну из кризиса на заре независимости. Он был гарантом суверенитета после. Он – самый большой и непреодолимый барьер перед большой распродажей собственности и переделом сфер влияния, которые были заготовлены для Беларуси год назад. А эта революционная воронка 2020-го поглотила бы всех нас даже не на годы – период восстановления (и это при условии, что Беларусь осталась бы на карте) занял бы десятилетия.


Но при всем этом огромный опыт не дал Александру Лукашенко «зачерстветь». Некоторые говорят: мол, для него постоянно готовят «теплую ванну» – искажают и приукрашивают положение дел в стране, добавляя розовых цветов и тем самым оберегая от проблем. Это не так. Доказательство – как раз-таки проект новой Конституции, нацеленный на развитие и усовершенствование государственной машины. Которая должна будет работать и после лидера Лукашенко. Вот как о мотивах нового распределения полномочий рассказал сам Президент на совещании со своей Администрацией.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Если бы мы вовремя взялись за перераспределение полномочий, может быть, и разговоров про новую Конституцию не было бы. С Президента надо снимать несвойственные функции! Правительство должно заниматься экономикой. Например, если приняты непопулярные вопросы – это Андрейченко и Кочанова. И за это надо нести ответственность. Кадры и идеология – это Сергеенко и заместители. А так все свалили на Президента. Сегодня мы должны расконцентрировать все по зонам ответственности! Конституция должна поставить точку в этом вопросе!»

Президент говорит о необходимости расконцентрировать зоны ответственности. Не путать с тем, что называют «распылить ответственность». Как произошло, например, в Украине, где Рада принимает законы, часто с ошибками. А ответственность за это депутаты не несут, потому что это коллективное решение – поди разберись, кто, когда, за что голосовал!

Если вернуться к нашим вопросам и обобщить: к сценариям завтрашнего дня надо готовиться сегодня. И именно в этом фундаментальная задача работы Конституционной комиссии. Записки на полях Главного закона страны.

Эти специалисты на протяжении последних месяцев, помимо основной работы в парламенте, суде, университете, больнице или театре – срез действительно широкий, занимались делом государственной важности. Они не получат от этого каких-то дивидендов, зато уже получили каждый свою порцию критики. Впрочем, тому, кто что-то делает, не привыкать.

Григорий Василевич – заслуженный юрист Беларуси, профессор. Сейчас он преподает право студентам БГУ, в прошлом возглавлял Конституционный суд и Генеральную прокуратуру. И уже вне зависимости от места работы останется тем, кто составлял Основной закон нашей страны – Конституцию 94-го.

Григорий Василевич, заведующий кафедрой конституционного права БГУ: «Вот это изменения, которые вносил Верховный Совет в Конституцию 78-го года. Все было сделано ручным способом. Посредством вклеек. Было очень важно, чтобы изменение не выпало. Не отклеилось. Изначально были созданы 2 рабочие группы в 90-м году, и они конкурировали друг с другом. Причем они были созданы одним органом – Верховным Советом. Было принято 15 законов, начиная от 26 января 90-го года».

Трижды на протяжении трех лет проекты действующей белорусской Конституции публиковали для общественного обсуждения.

Сейчас работа по реформированию идет более оперативно. Это позволяют технические возможности, и для этого существуют объективные причины. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы не знаем, какой будет новый президент, поэтому этот принцип сдержек и противовесов всегда должен присутствовать, баланс должен быть. Поэтому мы определились: должен быть какой-то сдерживающий фактор. Не только для президента, вообще для общества в целом. Поэтому мы вышли на ВНС – на этот коллективный орган».

При этом Всебелорусское народное собрание сегодня вызывает немало вопросов у белорусов и остается предметом споров в самой Конституционной комиссии. Но единство достигнуто в главном – ВНС нам нужно.

Наталья Стельмах, корреспондент ОНТ:

– Понятно, для чего этот коллективный орган нам необходим?

Отвечает руководитель информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский (см. видео).

– Основные перемены для тех белорусов, которые требовали их в прошлом году, это перераспределение президентских полномочий: ограничение сроков, отмена декретов, более независимое правительство – все это уже наверняка будет в новой Конституции – это ведь отвечает запросу, верно? 

Отвечает руководитель информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский (см. видео).

Всебелорусское народное собрание сможет задавать ориентиры для всех отраслей государства – эта функция у ВНС есть и сейчас. Но к ней добавится контроль, а где есть такая опция, должен быть и механизм воздействия в случае неисполнения. Для будущего президента – импичмент, для всех остальных – тем более. А это уже мотивация.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «То есть президент становится более не то чтобы зависим – ответственным перед избранниками народа. Говоря об этих функциях, надо подумать о том, чтобы забрать у президента функции те, которые не должны у него быть в силу того, что он сам там является стороной процесса. Допустим, выборы. ЦИК объявляет результаты, подвергают сомнению. Почему не отдать это на ВНС? Конституционный суд дает заключение. Ну а кто Конституционный суд в таком случае формирует и назначает председателя КС? Президент». 

– Один из аргументов против ВНС у оппонентов власти следующий – мол, действующий Президент использует его для сохранения власти. Это обоснованные опасения, по-вашему? 

Отвечает руководитель информационно-аналитического учреждения «Круглый стол демократических сил» Юрий Воскресенский (см. видео).

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Двоевластия в стране быть не должно! Глава государства есть глава государства. Никто не должен давить на Президента, подмять Президента под себя, этого быть не должно. Вот, говорят, Лукашенко отойдет на должность ВНС, и он будет тут определять, кто будет Президентом. Нет, такого не будет в стране. Как мы определим по Конституции, так и будет избираться Президент».

– Мы не первая страна, которая проводит реформу Конституции, даже настолько масштабную. Новая Конституция будет моделировать новые условия, но не сразу. На следующий день после референдума мы будем иметь по-старому работающий парламент, сформированное правительство, полномочия Президента – как и когда это изменится? Нужно ли сразу проводить какие-то выборы, менять премьера? 

Отвечает заведующий кафедрой конституционного права БГУ Григорий Василевич (см. видео).

– После событий прошлого года есть предложение отменить в новой Конституции такую норму, как отзыв депутата. Депутаты, которые столкнулись с политическими провокациями, сами это инициируют. 

Отвечает председатель Палаты представителей Национального собрания Владимир Андрейченко (см. видео).

– По вашему мнению, отменять 72-ю статью Конституции (она как раз об отзыве депутатов) будет ошибкой. Почему? 

Отвечает заведующий кафедрой конституционного права БГУ Григорий Василевич (см. видео).

Конституционная комиссия на основании всего комплекса предложений подготовила изменения в 53 статьях, добавила 14 новых и три из существующих исключила – суммарно уже сейчас реформа коснулась половины Основного закона. И важно, что эта работа идет открыто – на всех этапах, если вам действительно есть что сказать, – сделайте это. 

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Будет создана группа, которая доработает проект Конституции и выйдет на более совершенный проект. Да, я буду с ними часто встречаться, чтобы ответить на какие-то вопросы. А потом мы с вами перед вынесением на Всенародное обсуждение, мы с вами в таком же составе соберемся. Комиссия не распускается, она не исчезает».

Единственная мотивация для реформы Конституции – защита интересов народа. Если упростить: на этапе становления нашей страны нужно было, чтобы Президент взял на себя всю полноту ответственности за принятие решений. И посмотрите вокруг сейчас: социальные гарантии, продовольственная безопасность, работающие предприятия, собственная оборона, в конце концов, ухоженная и красивая страна. Так что главная задача для будущей власти – сохранить и преумножить. А Конституция поможет не ошибаться с ориентирами.  

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by