Александр Лукашенко распорядился в течение суток отменить ограничение на продажу алкоголя ночью. Об этом сообщили в Администрации Президента Беларуси. Речь идёт об эксперименте, который начался 1 октября. Предполагалось, что такая мера станет профилактикой правонарушений. Однако, по мнению специалистов, однобокие запреты не панацея. Запрет провоцирует возникновение контрафакта и отравлений. Спрос всегда найдёт предложение. Подход должен быть разумным. Аргументы на чаше весов взвесила Влада Карницкая.
Универсам «Центральный» – культовое место Минска. Некоторые сюда заходят перекусить, чаще здесь назначают свидания, правда, отнюдь не романтичного толка. Формат рюмочной не теряет популярности уже десятилетия. Первые клиенты – сразу после открытия. Александр Селиванов уверен, что, когда душа просит праздника, ограничивать себя не нужно. И запреты в магазинах не преграда.
Всевозможные запреты и ограничения, в том числе ночная продажа спиртного, – практика не новая. Только в суверенной Беларуси ей пользовались несколько раз.
«Безалкогольные ночи» в качестве эксперимента совсем недавно ввели в Быховском районе. Как повлиял «запрет на слабый семипроцентный алкоголь» на безопасность, здесь так и не успели понять. В Верхнедвинске, где аналогичные ограничения обсуждали, накануне праздник с хорошим застольем – областные «Дожинки» – пережили без происшествий.
Людмила Кувшинова, депутат Верхнедвинского районного Совета депутатов: «Такого нет, что запретили алкогольные напитки – и тут вообще всё изменилось. Я считаю, что таких изменений кардинальных не будет. Вы сами понимаете, что это ведёт к тому, что будут из-под полы продавать какую-то свою продукцию, привозить свою продукцию, а это ведёт к нехорошей обстановке в городе».
Короткометражка Гайдая. Трус, Балбес и Бывалый гонят самогон. Подход у режиссёра исключительно юмористический. И чтобы такое кино не стало реальностью, запреты не должны быть однобокими. Это может привести к росту теневого рынка и числа правонарушений, связанных с продажей контрафактного алкоголя. Пить или не пить? Чтобы даже вопроса такого не возникало, уверены эксперты, нужен комплексный подход. И упор сделан на профилактику, воспитание и моду на здоровый образ жизни.
Дмитрий Шевцов, депутат Палаты представителей Национального собрания Беларуси: «Для города Минска есть положительные моменты в этом ограничении. Если брать всю республику, которая состоит из мелких городов и деревень, ограничение в продаже приведёт к возникновению контрафакта, будут гнать самогон. Ни к чему хорошему это не приведёт».
Как минимум не зарастёт народная тропа в аптеки. Продажа настоек запрещена, с утра всегда есть очередь из желающих «полечиться».
Идея антиалкогольных кампаний досталась нам ещё со времён царской России. Позже они были при Ленине, Брежневе. Самый, пожалуй, известный запрет – это «сухой закон» Горбачёва. На официальном уровне рапортовали об его эффективности. Неофициально непопулярные меры правительства только активизировали народное творчество: «Было шесть, а стало восемь, всё равно мы пить не бросим».
Вячеслав Меньковский, профессор исторического факультета Белгосуниверситета: «Показательны комсомольские свадьбы, на которых стоял сок на столах, а под столами что-то происходило. Это очереди, это давка возле вино-водочных магазинов, это какие-то непонятные талоны, которые давали право на приобретение, спекуляция этими талонами».
А вот дефицит алкоголя и продажа его в строго отведённое время родили новую традицию советского народа – употребление жидкостей, которые, как правило, используют в других целях. Пили одеколон, лекарства, клей и гуталин. Пытливый ум, уверены медики, найдёт спирт даже в зубной пасте.
Алексей Кралько, заведующий Республиканским центром наркологического мониторинга и превентологии: «Многие смертельные случаи, которые регистрировались у нас в республике, были вызваны употреблением незначительных доз суррогатов. Это связано с тем, что часто нельзя отличить этиловый спирт от других спиртов».
Все запреты, строгие наказания и предписания в большинстве случаев, показывает статистика (зачастую печальная), остаются бесплодными. В тех странах, где алкоголизм успел пустить глубокие корни, усилия направлены главным образом против причин вызывающих пьянство. К примеру, в Англии и США с алкоголизмом борются путём увеличением количества народных кофеен. Там можно провести время за чтением газет и журналов, такие кофейни отвлекают от баров и ресторанов. Насколько успешна практика, можно судить по тому, что 10 лет назад в Англии их насчитывалось около 80, сейчас – свыше полутора тысяч.
Подписывайтесь на нас в Telegram