В Беларуси нашли картину великого русского художника Ивана Шишкина. Того самого, что написал знаменитое «Утро в сосновом лесу». Украденное несколько лет назад полотно обнаружилось в весьма неожиданном месте – в пору будет пошутить, в частной коллекции. Правда, не у ценителей искусства, а у наркоторговцев, которых бойцы спецназа арестовали в посёлке под Минском. И такая «тяга к прекрасному» может стать настоящей сенсацией! Впереди экспертиза. А пока же наши корреспонденты рассмотрели полотно в деталях.
«Лес. Ели». Этот шедевр русской пейзажной живописи конца XIX века вполне мог бы занять достойное место в любой коллекции. Но в Беларуси картину Ивана Шишкина нашли не в музее и даже не в частном собрании… а в гараже. Среди наркотиков – сотен таблеток экстази, кокаина и гашиша. Спецназ задержал наркоторговцев прямо во время сделки. О том, как Шишкин оказался у людей далёких от искусства, остаётся только догадываться.
Георгий Евчар, официальный представитель МВД Беларуси: «Картину привозили в Беларусь, чтобы показать потенциальному покупателю из Европы, но сделка не состоялась из-за разногласий в цене. Впоследствии наркоторговцы договорились передать картину в Москву, тоже гражданину одной из стран ЕС – за 100 тысяч евро и три килограмма кокаина».
Подпись «Шишкин», узнаваемый почерк, знакомые пейзажные мотивы. После проверки по линии Интерпола выяснилось, что полотно было похищено в 2013 году из Вязниковского историко-художественного музея.
Полотно передали в Национальный художественный музей. Не дожидаясь экспертизы, ценители практически не сомневаются в том, что это подлинник. «Утро в сосновом лесу», «На севере диком», «Рожь». Все эти полотна Ивана Шишкина легко узнаваемы. Его работы хранятся в богатейших коллекциях по всему миру. В белорусском музее – около 40 работ Шишкина, есть среди них и близкая по времени создания и по композиции картина 1892 года «Сосновый лес». В ней художник использует похожий приём – условно разделяет пейзаж на две части стволом дерева.
Алексей Хоряк, заведующий отделом русского и зарубежного искусства Национального художественного музея Беларуси: «Такой прямолинейный ход, но в то же время мы видим, что это воспринимается совершенно естественно, небанально, интересно. На мой взгляд, это уже показатель высокого мастерства. И в нашей картине это налицо, и в том произведении, которое нам передано, чувствуется и пространство, и уверенность».
В эту лабораторию Национального художественного музея поступают полотна и иконы с «сомнительным» происхождением. Экспертиза состоит из нескольких этапов. Первый – рентген, который помогает установить время создания.
Это исследование показало: подпись художника была нанесена на холст в то же время, что и масло – то есть в конце XIX века. Известно, что картина, украденная из вяземского музея, была написана в 1897 году, хранилась всё время в одном музее и никогда не покидала его. До кражи в 2013-м. Теперь нужно сравнить почерк не только каллиграфический, но и «художественный». Ведь Шишкина наряду с Айвазовским подделывают чаще всего из русских художников.
Далее – инфракрасное исследование и люминесценция. Если потребуется – химический анализ. Итоговое заключение будет дано в течение месяца. Такие находки – это даже не редкость, а, скорее, случай уникальный. Даже работники таможни, которые каждый год задерживают сотни историко-культурных ценностей, не могут припомнить таких масштабов. По оценкам специалистов, цена найденной картины может достигать $2 млн. Так, четыре года назад другая картина великого русского живописца «Сумерки» была продана с аукциона за $3,5 млн. На что надеялись белорусские наркоторговцы, не понятно, ведь украденную из музея вещь (особенно настолько заметную) перепродать фактически невозможно.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram