На совещании у Президента сегодня обсуждали проект Таможенного кодекса Евразийского экономического союза. Документ, который станет инструментом в торговых процессах между участниками объединения, должны подписать уже в конце месяца. Сейчас партнёры по интеграции все вместе дорабатывают его, вносят поправки, и многие из них, признают эксперты, – компромиссные. Поэтому сегодня Александр Лукашенко поручил правительству тщательно проанализировать документ, чтобы в будущем, уже после подписания, не столкнуться с ситуациями, в которых национальные интересы страны будут ущемлены.
Вот кадры (см. видео – прим. ред.), которые уже стали историческими, – в Астане президенты подписывают Договор о создании Евразийского союза. Этот проект изменил экономическую карту мира. Россия, Беларусь, Казахстан, а затем Армения, Кыргызстан перешли на совершенно новый уровень сотрудничества. Общий рынок на 185 миллионов человек, огромная территория с богатыми запасами природных ресурсов, но главное – готовность снять барьеры в перемещении товаров, услуг, капиталов и рабочей силы. Союзу два года и с объединением уже считаются в мире. Вьетнам – первое государство, открывшее зону свободной торговли с ЕАЭС, в очереди ещё десяток стран. Китай, рассматривая Союз в качестве равноправного партнёра, предлагает ему ведущую роль в проекте «Шёлковый путь».
Евразийский союз должен быть действенным инструментом для решения экономических задач – снимать таможенные барьеры, содействовать торговле, открывать рынки для производителей, обеспечивать защиту финансам и инвестициям. Для этого сначала три, а затем пять стран приступили к работе – выработать единые правила игры на большом экономическом поле: от Бреста до Владивостока, Астаны, Бишкека и Еревана. Но спустя два года после запуска ЕАЭС стало понятно, что наличие правил не гарантирует их исполнения.
ЕАЭС справедливо попадает под огонь критики. Равные экономические условия – пока только на бумаге. Изъятий и ограничений – столько же, сколько и на старте проекта. А это потери: в репутации – другие видят, что в союз входят не столько единомышленники, сколько конкуренты, в финансах – от ограничений теряют все экономики блока. И вот новый рубикон – 26 декабря главы евразийской пятёрки должны принять общий Таможенный кодекс Евразийского союза. Предыдущая редакция 2010 года, когда страны объединял ещё Таможенный союз, уже устарела. Документ специалисты называют самым масштабным и самым проблемным правовым актом с момента создания ЕАЭС. Президент интересуется: все ли национальные интересы Беларуси учтены в трёхтомном соглашении.
Выверить каждую букву, каждую запятую и даже читать между строк. Права на ошибку у правительства нет, ведь ставки слишком высоки. Во-первых, проект напрямую затрагивает вопросы экспорта, который питает экономику Беларуси. Во-вторых, касается распределения таможенных пошлин и транзита (а Беларусь, как известно, находится на перекрёстке важных транспортных магистралей) – здесь потери для бюджета неприемлемы.
Переговоры по Таможенному кодексу изначально шли непросто и затянулись на несколько лет. В оправдание разработчики говорят о полутора тысячах поправок, которые пришлось внести на этапе согласования.
Приоритет электронного декларирования перед бумажным, обработка деклараций с помощью информационных систем без участия человека (так снижаются коррупционные риски), использование механизма «одно окно» при прибытии, декларировании и выпуске грузов, сокращение сроков оформления транзитных товаров с одного рабочего дня до четырёх часов, сокращение форм таможенного контроля с 12 до 7 – этими новациями Таможенный кодекс уже заслужил репутацию инновационного проекта.
Елена Цветкова, член правления Ассоциации «Некоммерческое партнёрство профессиональных таможенных операторов» (Россия): «Кодекс ЕАЭС – это кодифицированный документ, который имеет некоторые революционные составляющие для законодательных актов. И самое главное, что даёт подписание такого документа для бизнеса, – это то, что бизнес будет иметь предсказуемость и стабильность».
Мукай Кадыркулов, член Коллегии (министр) по таможенному сотрудничеству Евразийской экономической комиссии: «Он получился ёмким документом. И максимально стороны и бизнес-сообщество выразили желание, чтобы в ТК были прописаны нормы максимально прямого действия».
Этот транспортно-логистический центр ежедневно регистрирует тысячи товаров со всего мира. Причём документы оформляют буквально на границе – в километре от международного пункта пропуска «Козловичи».
Елена Евсеенко, заместитель директора Брестского филиала РУП «Белтаможсервис»: «Мы предоставляем обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов на товары и транспортные средства, следующие во все пункты таможенного оформления Таможенного союза».
В том же здании работает таможенная служба. По словам сотрудников, к изменениям в кодексе они готовы. В качестве эксперимента запустили программу автоматического заполнения деклараций. И если инспектору для этого требуется час, компьютер обработает документ за пять минут.
Сергей Селивонец, заместитель начальника Брестской таможни: «Информационные технологии очень помогают нам в работе, и когда контроль будет осуществлять компьютер, это будет серьёзная помощь должностным лицам при выпуске товаров».
Таможенный кодекс упростит работу резидентам Свободных экономических зон, снимая некоторые правовые коллизии.
Участники любых объединений должны быть готовы идти на компромисс во имя общей цели, но при этом нельзя забывать об интересах государства. Александр Лукашенко ещё раз остановился на финансовой составляющей Кодекса.
Многие функции, в том числе и распределения таможенных пошлин, правительства стран Евразийского союза делегируют наднациональным органам, которые ответственны за формирование единой политики в торговле, финансах, промышленности. Но, передавая полномочия, необходимо сохранить рычаги управления собственной экономикой.
Термин «открытая страна» касается не только белорусской экономики, её экспортной ориентации. Речь, в том числе и о компактной территории, где таможенные процессы и процедуры у всех на виду. Принимая правила, Беларусь будет безукоризненно их исполнять.
Отстаивать национальные интересы означает, в том числе, и уметь противостоять таким нападкам со стороны отдельных ведомств. Тем более что претензии Россельхознадзора весьма часто совпадают с периодом охлаждения межгосударственных отношений, но чаще, отмечают специалисты, это попытка лоббирования интересов определенных бизнес-групп.
Для корректировок остаётся немного времени. 26 декабря под документом подписи должны поставить президенты Беларуси, России, Казахстана, Армении и Кыргызстана, затем проект ратифицируют национальные парламенты. Таможенный кодекс должен вступить в силу с 1 июля 2017 года.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram