Полигон «Тростенецкий» планируется расширить в следующем году. Ныне действующие площади заполнены на 80%, а потому новая очередь в ближайшей перспективе решит проблему захоронения отходов в Минске. Что происходит на уже закрытых полигонах и для чего их можно использовать? Правда ли, что мусор – это большие деньги и как его правильно утилизировать? Илья Соболев – мусорный вопрос сегодня «В центре».
Их труд многие не замечают, а ведь без этих людей чистые и уютные минские дворы в считанные дни превратятся в стихийные свалки. Михаил Чухлей за рулем мусоровоза уже 10 лет. Он как никто другой знает, это очень нужная, интересная, но при этом сложная профессия. Во-первых, рабочий день у коммунальщиков начинается, когда город еще спит, а во-вторых, чтобы проехать во дворах на такой технике – нужно быть асом вождения.
Михаил Чухлей, водитель мусоровоза: «У нас все четко, все везде по графику, стоит GPS, стоят камеры, как мы убираем. Приятно слышать от людей вот простое "спасибо". Стараемся на благо минчан, дабы они были в чистоте и порядке.
Представить горы мусора в Минске просто невозможно, а вот, например, жители Парижа или Неаполя знают о проблеме не понаслышке. Многие мегаполисы просто утопают в отходах.
Впрочем, не все, что вы считаете бесполезным мусором, следует сразу выбрасывать. Ту же бумагу, стекло или старую бытовую технику можно сдать на переработку. В этом есть и финансовый интерес.
Павел Чиж, заместитель генерального директора предприятия «Белвторресурсы»: «Приемные заготовительные пункты востребованы, это объясняется и закупочной ценой, которая достаточно мотивирует, в целом за 2021 год собрано порядка 56 тонн вторичных материальных ресурсов и населению выплачено более 26 миллионов рублей».
А что делать с другими отходами? Этим вопросом у нас всерьез задались в послевоенные годы. Уровень жизнь рос, мусора становилось больше. До тех пор его фактически и не было. Например, пластиковую тару еще не использовали, бумага и дерево шли на растопку, пищевые отходы – на корм скоту, старая одежда штопалась и перешивалась. Но урбанизация сделала свое дело. В конце 50-х вблизи Минска появился полигон «Тростенец».
Елена Авраменко, начальник отдела контроля за обращением с отходами Минского городского комитета природных ресурсов и охраны окружающей среды: «Эксплуатировался практически 50 лет, был закрыт в 2007 году, сейчас он находится в стадии стабилизации, здесь происходит разложение отходов, идет усадка полигона и мы ежеквартально контролируем воздействие этого полигона на состояние подземных вод».
Глядя на это место сейчас, даже не верится, что тут была свалка. Если все показатели будут в норме, то уже вскоре здесь может появиться смотровая площадка с канатной дорогой или трасса для вело- и мотогонок. Вариантов много. Во второй половине прошлого века в Минске появились еще два полигона – «Прудище» и «Северный», оба ныне закрыты.
Весь мусор из столицы и окрестностей сразу отправляется… нет, не на свалку. А на мусороперерабатывающий сортировочный завод! Он работает вот уже пять лет. В планах – расширить мощности и сортировать еще больше отходов. Из тех, что пока еще идут на свалку, собираются получать РДФ-топливо, которое востребовано у производителей цемента.
Андрей Хвин, главный инженер предприятия «Спецкоммунавтотранс»: «На завод ежедневно поступает порядка 120 тонн отходов, непосредственно осуществляется сортировка по видам – бумага, пластик, стекло, крупногабаритные отходы. То, что не подлежит использованию – идет на захоронение на полигон».
А он буквально по соседству. К слову, с каждым годом сюда поступает все меньше отходов. За первое полугодие – снижение на 10% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го. Минск уже перерабатывает треть своего мусора.
Анастасия Воробьева, заместитель генерального директора по благоустройству Минского городского жилищного хозяйства: «Если сравнить с 2016 годом, объем снижения коммунальных отходов составляет 78 тысяч тонн. Ну к 2025 году мы планируем использовать 65% отходов».
Полигон «Тростенецкий». Пожалуй, самое неблаговидное место столицы. Напоминает если не апокалипсис, то жуткий кавардак. Благо, телевидение еще не передает запахи. Здесь все окутано жутким ароматом. Каждый день сюда свозят мусор около 600 машин!
Сейчас «Тростенецкий» – это единственный полигон, куда свозят весь мусор столицы и ее окрестностей. Что-то сортируют и перерабатывают, что-то сразу хоронят в грунте. Вообще в среднем каждый житель столицы в год производит около 380 килограммов мусора. И, по оценкам специалистов, место вот на этом полигоне закончится к 2025 году.
Вы будете удивлены, но такие горы мусора радуют глаз опытных орнитологов не меньше, чем заливные луга. Столько птиц на квадратный метр еще поискать! Даже краснокнижников здесь встречают все чаще.
А еще, оказывается, зарабатывать можно не только на переработке мусора. «Тростенецкий» (как и другие закрытые полигоны) – это к тому же источник альтернативной энергии.
Игорь Сухаревич, заместитель директора – главный инженер предприятия «Экорес»: «Проведена дегазация полигона. Простым языком говоря, идет добыча свалочного газа, в котором более 50% метана, сжигается, и получаем мы в итоге электроэнергию».
К слову, скоро начнется строительство третьей очереди полигона «Тростенецкий». Ее планируют ввести в эксплуатацию в 2024 году. Утилизация мусора – задача хоть и непростая, но все-таки успешно решаемая. И даже при том, что вывоз отходов у нас гораздо дешевле, чем в других европейских столицах, Минск – образцовый пример мегаполиса, в котором выстроена слаженная система сбора отходов, переработки и утилизации.
Подписывайтесь на нас в Telegram