Общенациональное телевидение

Понятие «фейк» все чаще употребляется в Беларуси. Как разобраться, где правда, а где ложь в новой реальности?

Читать на сайте ont.by

Составители британского словаря Коллинза признали «локдаун» словом года в 2020-м. И это не очень хорошо. Вот почему.

Два года назад такой же статус получило слово «фейк» (от английского «подделка, фальшивка, обман») – что-либо ложное, недостоверное, выдаваемое за правду с целью ввести в заблуждение.

И, как оказалось, это слово надолго вошло в нашу жизнь. И верить сегодня – это большая роскошь. По данным последних исследований, YouTube стал лидером по количеству фейков в этом году. В основном, конечно, это связано с коронавирусом, но и другие темы стали поводом для манипуляций.

Доверять мессенджерам и соцсетям в этом вопросе также не стоит, уверяют психологи. Люди делятся непроверенной информацией. И её никто не стремится проверять, а вот скорость, с которой она распространяется, огромная.

Проблема вышла на государственный уровень и вызывает обеспокоенность во многих странах. Президент Александр Лукашенко в приветствии участникам ноябрьского Съезда Белорусского союза журналистов заявил: «Новые медиа ставят под угрозу информационный суверенитет и государственность Беларуси, становятся инструментом реализации амбиций недобросовестных политиков и политтехнологов, которые не стесняют себя этическими рамками, такими как объективность, честность, мораль».

И журналистам приходится регулярно опровергать откровенную ложь. Такова новая реальность. Об этом рубрика «Антифейк».


Не обошлось в уходящем году и без фейков. Это было ожидаемо, ведь там, где есть событие, существуют и его разные оценки. В том числе и лживые. 

Знаете, иногда самые очевидные для всех факты тоже иногда превращают в неправду. Вопрос, кому это надо и зачем? Ответы будут, не сомневайтесь.

Сегодня мы представим самые мощные фейки этого года. Которые были очень похожи на правду, но всё-таки оказались ложью. О главном – всё по-честному.

Больше всего новостей в мире в уходящем году собрал коронавирус. И больше всего фейков. Ещё в феврале Всемирная организация здравоохранения объявила эпидемией волну дезинформации по теме ковида. Тогда каждое третье сообщение было о том, что якобы никакой опасности нет. Враньё. Как и советы от лжеврачей. Абсолютный рекорд поставил некий «врач Юрий Климов» – его советы, как лечить, перепечатали под миллион раз. Миллион человек поверили вот просто так несуществующему эксперту. Лавина фейков про коронавирус обрушилась в начале года – во многом из-за нехватки информации, что же такое ковид. Теперь надвигается вторая волна коронафейков – уже про вакцинацию.

И удивительно, и нет, но почти половина всех слухов в уходящем году распространялись через социальные сети и площадку YouTube. То есть люди предпочли миссии традиционных массмедиа «проверять информацию и публиковать правду» площадки и анонимных авторов! Парадокс? Нет, говорят эксперты. Так уж устроен человек, сознание которого верит в самую невероятную ложь от «ноунеймов». И вот что делать с рассадниками фейков? Они же должны первыми бороться, но нет. Оказывается, не правда важна, а лайки и просмотры. Блокировать аккаунты по жалобам анонимов – это да. Сражаться с фейками – это нет.

Чем громче выстрелит событие, тем больше вариаций для неправды. Протесты в Беларуси – из этой же оперы. В историю с танками в городе поверили многие. Оказалось – ложь. Кадры из Нижнего Тагила трёхлетней давности преподнесли как переброску Россией техники в Беларусь. Фейк с девушкой Кристиной, якобы зверски замученной в застенках, – в такое и изначально не верилось. Так и оказалось – фейк. Настоящим взрывом стала информация, что в Минске во время протестных акций погибли 34 человека. Телеканал «Дождь» поверил россказням человека в медицинской одежде. Оказалось, что он и не врач вовсе, и нагло соврал. Гибель студента БНТУ от пули, рейтинг в 3%, программа, которая распознаёт лица даже под масками, остановка ведущих заводов страны – всё это враньё. 

Виталия Манкевича так и похоронили. Якобы 10 августа в Столбцах милиция перевернула машину, вытащила из неё и избила парня, который умер. Желчь в комментариях, правда – в телеэфире.

И среди журналистов оказались паршивые овцы – не спорим. Белорус Денис Лавникевич 10 лет кормил читателей экспертными мнениями. Оказалось, это мёртвые души. Выдумал. Да и в мире хватает примеров. Газета «Нью-Йорк Таймс» получила Пулитцеровскую премию года за серию разоблачительных репортажей о России и Трампе. Оказалось, и плагиату есть место, и с источниками не всё гладко. Да и вообще это отличный сборник того, как недоговаривать, врать и обманывать.

Наша рубрика «Антифейк» – это надолго. Работы по развенчиванию лжи хватит. Потому что мировая машина вранья, увы, работает. Как отличить правду? Будьте критиком. Не верьте всему, что пишут. Не верьте в даже самое очевидное. Чтобы потом не пришлось горько сожалеть от того, что вас обманули. Разочарование – это плохо. Правда всегда лучше, какой бы она ни была. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by