Неработающий вентилятор, резкая фраза Александра Лукашенко о том, что втирать очки не получится, и те самые… коровы из Освенцима.
По Лавренкову (это помощник Президента по Могилёвской области) решение приняли… Он теперь глава Шкловского района, предыдущий председатель понижен до руководителя холдинга «Купаловское», а губернатор, министр сельского хозяйства и профильный вице-премьер вообще лишились работы. Детали этой рабочей поездки Александра Лукашенко знают более-менее все, пересказывать не будем – резонанс в Интернете вышел что надо.
Но мы попробуем объяснить, почему одно, даже столь проблемное хозяйство, завершило (или приостановило) карьеры столь высоких чиновников, которые вроде как должны отвечать за более глобальные задачи. Хотя сам Президент акценты, которые кем-то начали разворачиваться не в ту сторону, вернул на место уже в Минске.
Про солому и неорганизованность попросим запомнить, пока же вспомним, что разнос чиновников на этой печальной ферме случился во вторник. Но вообще-то в понедельник Александр Лукашенко сказал главе президентской администрации следующее:
Им было сказано, в том числе и Доманевскому: не будет исправлена ситуация в течение года – будем принимать меры. Поэтому неделя срок… будем разбираться с вице-премьером и с помощником.
То есть над всей этой великолепной пятёркой и вратарём – вице-премьером уже тогда даже не навис, а начал вертикальное движение карающий меч. И отставки были лишь вопросом времени, и бурёнкам не нужно испытывать чувство стыда – они лишь ускорили неизбежное. Вопрос в другом. Даже если бы Могилёвская область не плелась в республиканском хвосте по показателям в сельском хозяйстве, если бы Шкловский район и конкретно холдинг «Купаловское» не мучились с достижением нормального результата – грязные коровы и всё остальное действительно повод поменять вертикаль вплоть до Михаила Русого.
Поблагодарим интернет-коллег за фразу годичной давности супруги бывшего руководителя «Купаловского»: «Все кругом начальники, а он – один». Добавим сюда факт, что за два года власть в холдинге менялась четырежды. Это вполне позволяет сделать вывод: то, что здесь не получается – вина не только (а, может, и не столько) директора, доярок, механизаторов или человека, который тех самых коров испачкал. Нет системы в работе. Как наверняка её нет и в других убыточных хозяйствах (да, мы далеки от мысли, что «Слижи» – худшее в стране). О какой системе речь?
Вариант самый простой: в том, что на мехдворе гниёт техника, виновны его управляющий и директор холдинга, которые не должно требуют дисциплины. Увольняем этих двух лентяев, назначаем других, получше – и можно расходиться. Но только было всё, возможно, не совсем так. Точнее, совсем не так было наверняка. Разберём на примере ржавой сеялки, которая, судя по всему, появилась здесь раньше уже уволенного директора. Что можно с ней сделать?
Вариант первый – починить. Для этого нужны детали, которых в «Купаловском», скорее всего, не было. Можно было бы как-нибудь справиться и самим, но хорошего специалиста в штате, скорее всего, не было – «золотые руки» работают за не менее золотую зарплату, предложить которую тут не могут. Вариант второй – продать на металлолом, чтобы выручить хоть какую копейку. Иначе сеялка сгниёт. Но руководитель понимает, что в этом случае первая же проверка госконтроля и прокуратуры грозит штрафом, а то и уголовным делом. Вариант третий, фантастический – по-приятельски договориться с директором другого хозяйства и отвезти на ремонт туда. Это бесплатно, но топлива лишнего (хоть может показаться смешно) может и не быть, а если и есть – как перед тем же госконтролем отчитываться за его расход? И вот руководитель приходит к удивительному, но единственно верному для себя решению: проще не делать ничего, надеяться, что никто сеялку не заметит, а заметят – сказать, что сломалась вчера.
А теперь – как это должно было быть при выстроенной системе и эффективно работающей вертикали. Директор холдинга докладывает главе района, что сеялка сломалась, а деталей и денег на них нет. Глава района проблему слышит, находит деньги или детали, а если нет – пытается договориться на ремонт в соседнем регионе. Но там его власть не действует, поэтому делается звонок губернатору. А уже он, закрыв этот вопрос, связывается с министром – в «Купаловском» не хватает сеялки. Министр идёт к вице-премьеру, и вместе они договариваются с производителем: под наши гарантии дайте «Купаловскому» сеялку с отсрочкой платежа. И всё это вполне можно сделать, если хотеть, в течение одного рабочего дня. Но вертикаль, в данном конкретном случае, не работала, а курировала, то есть наблюдала, требовала и грозила наказать, не предлагая никаких решений.
Да, сеялка гниёт не в гордом одиночестве, да и вообще порядка мало, поэтому говорить о том, что виновата система, мы не будет – здесь элементарная бесхозяйственность. Но да, одна ржавая сеялка или то, что коровам не докладывают соломы из-за слабого урожая – это может быть поводом для увольнения даже вице-премьера. Если, конечно, понимать, как всё работает в сельском хозяйстве. Где-то же в стране явно этой соломы в избытке, и она точно так же гниёт, как эта сеялка. Чиновникам, курирующим аграрный сектор, просто очень не повезло, что Президент слишком хорошо в этом разбирается. И раз не могут – чего ждать?
Но сеялка или пара не самых приятных глазу коров – капля в море проблем «Купаловского». Такие же проблемные хозяйства есть ещё в Могилёвской области, больше, чем в остальных. И здесь напрашивается вопрос – может проще сносить такие фермы и такие мехдворы? Прибыли они не приносят – одни мучения. Подытожим это словами Президента.
Те 20-25% слабых хозяйств, которые у нас есть – мы вообще можем без них обойтись, в плане производства продукции. Но там же живут наши люди. … Поэтому мы не бросаем эти хозяйства, а поднимаем их наверх.
В Беларуси шесть областей, 118 районов – даже если представить, что в каждом всего по три отстающих хозяйства, получится почти 4 сотни сотни… В каждое может приехать Александр Лукашенко. И всем главам районов, губернаторам и помощникам Президента нужно проверить, как работает их система и как они работают в этой системе? Не «закошмарить» руководителей на местах, что самое простое, а помочь. Где надо – заставить. Но не ограничиться кураторством. Иначе «Купаловское» может случиться и в их карьерах.
Подписывайтесь на нас в Telegram