Звонки из Берлина в Минск не на шутку переполошили евробомонд, очевидно, отодвинув на второй план судьбы беженцев у границы. Но если на прибалтийской периферии Европы разразились обвинениями в сторону персонально Меркель, все еще исполняющую обязанности немецкого канцлера, – мол, как она могла перепрыгнуть через их голову, то польский премьер Моравецкий ополчился на весь Евросоюз и грозится «позвать на помощь» друзей по НАТО, утверждая при этом, что именно он «защитник всея Европы».
У Варшавы в этой игре – игре вовсе не за человеческие судьбы – свои ставки на «американское черное», и они весьма высоки. Найдутся ли у европолитиков «светлые головы», готовые найти выход из кризиса на польской границе?
С барабанными раскатами и лозунгами, с просьбами, призывами и требованиями, несмотря на жесткий контроль местной полиции, они сплотились в многотысячную колонну и вышли в центр Варшавы. Активисты, волонтеры и просто неравнодушные поляки, которые устали смотреть на страдания беженцев и действия своих властей.
Не менее эмоциональная акция проходит в небольшом городке Гайновка, который несколько лет назад гремел маршем националистов в память так называемых «проклятых солдат», участников антисоветского подполья, а сегодня оказался в эпицентре гуманитарного кризиса. В этой местности много этнических белорусов, до границы подать рукой, но помочь нуждающимся люди не могут.
Приграничная зона стала настоящей территорией запретов. Польские власти ввели там режим ЧП и установили полный контроль над передвижением транспорта, людей и информации. Как ни пытались правозащитники и журналисты пробить брешь в этой блокаде, ничего не вышло. К границе не пустили даже комиссара по правам человека. В Еврокомиссии сухо заметили – доступ должен быть, мы будем настаивать.
Адальбер Янц, официальный представитель Еврокомиссии: «Мы неоднократно подчеркивали, что заинтересованы в открытости того, что там происходит. И медиа, и представители гражданского общества должны играть важную роль в этих процессах, поэтому мы продолжим настаивать на том, что они должны там присутствовать».
Такое удивительное спокойствие на нарушения, казалось бы, базовых принципов работы ЕС, видимо, можно объяснить временной победой Варшавы над Брюсселем. Буквально месяц назад премьер Моравецкий выслушивал жесткие претензии в свой адрес и от евродепутатов, и от глав Евросовета и Еврокомиссии за подрыв европейских устоев, включая верховенство права. Даже угрозы Варшавы о выходе из Евросоюза не спасли ее от штрафов и заморозки выплат из общеевропейских фондов на восстановление от пандемии.
И вот очередное обострение на границе и ощущение, что польские власти превращают историю с беженцами в полномасштабную подготовку к войне. К рубежам стягивают полицейский спецназ и военных. В поле зрения попадают боевые джипы, лодки, дроны и целые армейские лагеря. В приграничных городах поляки разворачивают военную технику – танки и артиллерию, превращая центральные площади в выставку вооружений. Поочередно то премьер Моравецкий, то президент Дуда в полевой форме появляются в зоне кризиса, подбадривая военных. Численность мобилизованного контингента они оценили в 26 тысяч человек, а риторику изменили с внутренней на внешнюю.
Анджей Дуда, президент Польши: «Это атака на границы Европейского союза, которая в данный момент сосредоточена на той части границы ЕС, которая находится под нашей, польской, защитой. Но мы просто выполняем наши европейские обязательства, и я надеюсь, что весь Европейский союз, все страны-члены, европейские институты будут однозначно абсолютно солидарны с Польшей и нашими действиями, которые мы предпринимаем, я повторяю еще раз, для выполнения наших обязанностей, вытекающих из нашего членства в ЕС. Мы серьезно относимся к нашему членству, а также серьезно относимся ко всем взятым на себя обязательствам, и мы рассчитываем на то, что к нам будут относиться серьезно».
В адрес Польши критика действительно притихла, даже когда в дело против беженцев на границе пошли гранаты и водометы. Хотя шесть лет назад реакция на действия стран Евросоюза, которые поступали примерно также, была совсем другой.
Вот кадры с венгерской границы 2015 года, когда местные силовики отрезали путь мигрантам через свою территорию и применили газ и водометы, похожая картина была на подступах к Хорватии, где местная полиция жестко пресекала попытки нелегалов пройти дальше. Венгерского премьер-министра Виктора Орбана с трибун ЕС тогда обвиняли в преступлениях против человека, грозили крупными штрафами Австрии и Хорватии, которые не хотели принимать мигрантов по общей квоте ЕС. Седьмая статья договора о Европейском союзе любую страну-участницу, которая нарушает демократические нормы и базовые права человека, позволяет наказать санкциями и лишить права голоса. Но пока существует угроза силового противостояния, которое преподносится как конфликт Востока и Запада, руководители ЕС вряд ли будут инициировать давление на союзника, который находится на передней линии, прогнозируют политологи.
Польским властям просто не выгодно скорое разрешение кризиса на границе. Они отказываются от переговоров с Минском, пытаются отговорить от любой дискуссии Москву и Анкару, возмущены тем, что в переговорный процесс вошла Германия. Их недовольство действиями Берлина подхватывают страны Балтии. Журналисты немецкого таблоида «Бильд» выяснили, что в дипломатических кругах этих стран разгорелся настоящий скандал. Издание сообщает, что идея Меркель позвонить президенту Беларуси была преподнесена партнерам как франко-германская инициатива, что многие партнеры пытались удержать канцлера от разговора, но она не поддалась давлению, что звонок стал полной неожиданностью, вызвав у многих коллег разочарование и обиду. Сам Моравецкий тоже дал интервью немецкому «Бильду», в котором поспешил поднять количество потенциальных беженцев на совершенно новый уровень.
Матеуш Моравецкий, премьер-министр Польши: «Ясно одно: если нам не удастся остановить тысячи мигрантов прямо сейчас, скоро будут сотни тысяч, даже миллионы, которые прибывают в Европу. Из Африки, Ближнего Востока и других стран. Если мы не будем решительно защищать и защищать наши границы в Европе, сотни миллионов людей из Африки или Ближнего Востока попытаются приехать в Европу, в Германию в частности. Более 80 миллионов человек живут в Германии. Вы бы позволили прийти еще 50 миллионам?»
От генсека НАТО Польша добилась заявления о возможном размещении ядерного оружия в странах Восточной Европы и приняла у себя министра обороны Великобритании, который принял участие в наспех организованных маневрах и пообещал Варшаве военную помощь.
Информационную блокаду процессов, которые происходят в приграничье, приходится прорывать и дипломатам. Постпред Беларуси при Организации Объединенных Наций Валентин Рыбаков рассказал, что на встрече с главой ООН речь шла о поиске гуманитарных коридоров для беженцев и позиции ЕС по этому вопросу.
Валентин Рыбаков, постоянный представитель Беларуси при ООН: «Генеральный секретарь задал прямой вопрос: "Через кого, через какую страну возможна доставка гуманитарной помощи ООН мигрантам?" И ответ был абсолютно четким, лаконичным, и звучал он так: "Через Беларусь возможно, через Польшу не разрешаем…" Он согласился в разговоре с тем, что Беларусь не является ни источником, ни причиной тех потоков мигрантов, которые следуют транзитом через Беларусь в европейские государства. Подчеркнул, что прекрасно знает ситуацию, при которой мигранты, направляющиеся в Западную Европу, категорически не рассматривают транзитные страны в качестве цели своего путешествия».
Сегодня польский премьер начал свое европейское турне с обсуждением кризиса на польских границах. Цель – удерживать повестку. Первые остановки в Литве и Латвии. Первые громкие заявления о возможности закрытия границы. Транзитных и торговых переходов с Беларусью. На фоне внутренних антиправительственных протестов польские власти призывают на демонстрацию и своих сторонников, чтобы поддержать военных и полицию, которая на неопределенное время разместилась в приграничье.
Еще одним информационным поводом стало свежее сообщение из канцелярии польского парламента, в котором говорится, что его спикер получил конверт с угрозами и взрывчаткой. Журналисты уже выяснили, что речь идет о 10-ти граммах пороха. Похоже, что сражения начинают плавно смещаться в информационное поле.
Подписывайтесь на нас в Telegram