Политолог, директор Украинского института анализа и менеджмента политики Руслан Бортник прокомментировал программе «Контуры» перспективы белорусско-украинских отношений и ситуацию на Донбассе.
– Руслан, добрый вечер. Скажите, как Вам видятся перспективы отношений двух стран с учётом последней встречи президентов?
– Я думаю, что перспективы есть, безусловно, они значительные. Беларусь и Украина – это ключевые торговые партнёры, они входят в топ-5 торговых партнёров, у нас сложились хорошие отношения, хорошая торговля, например, в сфере сельского хозяйства и продовольствия, а также машиностроения. Очень интересные проекты намечаются сегодня в энергетике. Через территорию Украины Беларусь впервые получила нефть иранскую. Перспективы для сотрудничества огромные, а главное, что, несмотря на все политические сложности, каких-то дополнительных барьеров между Украиной и Беларусью за это время не возникло.
– Президент Беларуси констатировал в недавнем Послании белорусскому народу и Национальному собранию, что на Донбассе не утихают военные действия. Как он сказал, полностью не выполнен ни один пункт минских соглашений. Как полагаете, в чьих руках сегодня находится рычаг влияния на то, что происходит на Донбассе?
– Беларусь, наверное, делала всё, что могла, она стала столом, где велись переговоры, заключены два пакета минских соглашений, но инструменты, по большому счёту, сегодня находятся в российско-американских руках. Только достижение какого-то компромисса, договорённости между этими двумя геополитическими соперниками может, наверное, разрядить ситуацию на Донбассе. Этот конфликт, как матрёшка: в самом верху – глобальное противостояние между Россией и частью западного мира, возглавляемого США, посередине – непосредственно конфликт между украинскими и российскими элитами, и ещё ниже – это гражданский конфликт внутри Украины между так называемыми Майданом и Антимайданом, которое началось в 2014 году. Это очень сложный и многослойный конфликт, который надо решать, начиная с самого начала, с самого верха, с достижения каких-то геополитических договорённостей.
– Я слушаю, Вы говорите о слоях, и я делаю вывод, что никто, кроме последнего слоя, гражданского, не заинтересован в прекращении этого конфликта. Если говорить о взаимоотношениях США и России, то ни одна из двух стран не заинтересована в прекращении этого конфликта?
– В какой-то мере да, потому что, к моему огромному сожалению, как украинца, этот конфликт стал методом социального управления. Он стал причиной авторитаризации власти. Он стал причиной списывания всех проблем: коррупции, бедности, тарифов, он стал причиной увеличения военных издержек. Сегодня этот конфликт в какой-то мере стал драйвером для части элит во многих странах. Тем драйвером, на котором они зарабатывают политические и экономические дивиденды.
Подробности – в видеоинформации
Подписывайтесь на нас в Telegram