США из Афганистана уходили резко и стремительно. Лишь бы успеть покинуть страну до кровавой даты – 11 сентября. С момента падения башен-близнецов прошло 20 лет. И именно столько, два десятилетия, американцы «оцивилизовывали» Афганистан.
Потратили более двух триллионов долларов. Но есть счет куда более тяжелый. Вот данные по погибшим военным из стран коалиции.
США – почти 2,5 тыс. человек. Великобритания – 451 жертва. Среди погибших граждане Канады, Франции, Германии, Италии, Дании, Польши. Эти страны доверяли американцам. Но в Вашингтоне даже не потрудились объяснить: за что же люди воевали и гибли. Кроме того, за 20 лет американского присутствия жертвами конфликта стали около 50 тысяч мирных жителей.
Кто-то, возможно, скажет, что теперь после такого провала у американцев не осталось ни сил, ни влияния. И это будет ошибкой. «Большой брат» остается следить за Афганистаном. Такое мнение нашему телеканалу высказал Алексей Громыко, директор Института Европы Российской академии наук. И, к слову, внук министра иностранных дел СССР и «мистера нет» дипломатии Андрея Громыко.
И здесь уместно вспомнить, насколько опытный политик Байден, который, вероятно, не предусмотрел тактические и трагичные последствия ухода контингента, он может забыть имя премьер-министра Австралии или главы Пентагона. Но скорее всего «этот парень» – так Байден любит называть тех, чьи имена забыл – рассчитал стратегически, как изменится расстановка сил в регионе. И этот шаг призван ослабить другие страны на континенте.
И вот об опыте… Вот кадры встречи еще относительно молодого сенатора Байдена и опытного дипломата Громыко, который в 88 году возглавлял президиум Верховного Совета СССР. И речь на этой встрече шла о разоружении.
Тогда этот Договор значительно снизил градус напряженности между двумя сверхдержавами. Но американцы два года назад решили освободить себя от обязательств по его соблюдению, развязав себе руки.
Уход американцев из Афганистана – это тоже, по оценке экспертов, попытка развязать руки и действовать более свободно.
Американцы покинули регион. Означает ли это то, что у США больше не осталось зубов?
Алексей Громыко, директор Института Европы Российской академии наук: «США вывели наземные армейские силы. Но в стране наверняка продолжать действовать уши и глаза в регионе. Влияние еще сильно. Вся внешняя помощь, основанная на долларовом потоке, идет через США. США будут влиять на ситуацию через другие страны. Но мониторинг этой страны военными спутниками не уходит».
То есть можно говорить, что там образуется вакуум влияния. Кто его может заполнить?
«Я бы не сказал, что с выходом США там образовался вакуум. Наоборот, там проблема в том, что сразу несколько стран начнут продвигаться свои интересы – Индия, Россия, Китай, Пакистан. У России есть границы буквальные и выдвинутые – с союзниками. Я думаю, что дипломатия и спецслужбы будут предпринимать усилия, чтобы наладить рабочие отношения с этой новой властью».
И в Душанбе Александр Лукашенко обратил внимание на факторы, которые серьезно усиливают международную напряженность: рост военных бюджетов, демонтаж систем контроля за вооружением. Договор РСМД, как мы уже отметили, не работает два года, трещит по швам и Договор об открытом небе. Вердикт нашего Президента – глобально всё эти факторы отражают ситуацию: США и Китай будут яростно конкурировать по всем фронтам.
Сидеть и ждать в такой ситуации – это вверх беззаботности, которая может стоить независимости. На этой неделе завершилось совместное с Россией учение «Запад-2021». Манёвры развернулись на 13 полигонах двух стран, плюс в акваториях Балтийского моря и Финского залива.
На нашей территории были задействованы 12,8 тыс. военнослужащих, до 350 единиц бронетанковой техники, в том числе до 140 танков, до 110 единиц артиллерии и реактивных систем залпового огня, более 30 самолетов и вертолетов.
И если совсем кратко об итогах. Беларусь и Россия показали, что в короткие сроки могут создавать мощные межвидовые группировки, в силах спланировать боевые действия по любым направлениям, чтобы пресечь любую агрессию. И этого достаточно, чтобы при необходимости образумить и отрезвить любого, кто рискнет… напасть. Ведь наше учение носило сугубо оборонительный характер.
А вот ответ тем скептикам, кто считает, что учение – это слишком дорого и никому не нужно.
Николай Межевич, руководитель Центра белорусских исследований Института Европы Российской академии наук: «Мы проследили размещение объектов НАТО, проследили интенсивность учений. И нанесли это всё на карту. И карта говорит, что идет стягивание силы к нашим границам. Вопрос – это делается просто так? Наша позиция – создается очаг напряженности. Нашу оппозицию хотят подстегнуть к антигосударственной деятельности… Надо готовиться. На сильного никогда не нападают. Нападают только на слабых».
Подписывайтесь на нас в Telegram