Объявление о грядущей деноминации, безусловно, стало важнейшей новостью минувшей недели. Более того, эта новость будет сопровождать нас вплоть до завершения следующего года, поскольку с июля и до декабря 2016 года будут иметь хождение как старые, так и новые банкноты и даже монеты. Всем нам предстоит очень полезное для мозга полугодие – вспомним арифметику.
Но не на этот аспект грядущей деноминации хотелось бы обратить внимание. Куда важнее сам факт принятия решения. Новые деньги были отпечатаны шесть лет назад. Однако нет смысла вводить в обращение деноминированные рубли, если экономика и финансовая система прежние. Представьте, была бы объявлена деноминация в 2010 году. Тогда уже в 2011 году валюта обесценилась бы более чем в два раза, поскольку инфляция в том году зашкаливала. Решение принято не было, поскольку важнейшие показатели – зависимость от внешних рынков, стоимость кредита, деятельность главного банковского регулятора – всё это заставляло усомниться в своевременности подписания указа о деноминации.
Но теперь он подписан. И, значит, есть основания полагать, что страна выходит на другой уровень. И что вскоре всех нас – от предпринимателя до наёмного работника, от студента до пенсионера – ждут перемены к лучшему.
1 июля 2016 года произойдёт деноминация. И наши деньги лишатся сразу четырёх нулей. Точно также подкорректируют суммы вкладов, кредитов, балансы компаний. Процедура чисто техническая. Национальный банк уверяет, что мы не станет беднее или богаче. Покупательская способность рубля останется такой же. Доходы и цены уменьшатся в одинаковой пропорции. А вот считать деньги станет намного проще.
Павел Нефидов, генеральный директор Финансово-банковского совета СНГ: «Это удобство обращения денежной валюты, это способность, как говорится, этой валюты, быть интересной не только для белорусов, но и для многочисленных приезжающих».
Оценим масштаб. Если бы деноминация прошла сегодня, то курс доллара составил бы 1 рубль 75 копеек. Месячная оплата коммуналки из 300 тысяч превратилась бы в 30 рублей, а средняя зарплата за сентябрь из 6 800 тысяч в 680 новых рублей. Пакет молока стоил бы один рубль, а не 10 тысяч, хлеб – копеек 80. Согласитесь, такой порядок чисел намного удобнее. Кстати, в первое переходное полугодие ценники в магазинах будут двойными.
Дмитрий Лапко, заместитель председателя правления Нацбанка Беларуси: «Старая и новая цена. Это сделано не случайно. Это сделано для того, чтобы у торговых организаций не было соблазна для округления цены в большую сторону».
Денежная история Беларуси начнётся с чистого листа. Появятся новые деньги. Они будут хрустеть. В обращение поступят семь номиналов банкнот от 5 до 500 рублей. И звенеть. У независимой Беларуси впервые будут монеты. Всего восемь номиналов. Концепция дизайна новых денег – «Мая краіна – Беларусь». Каждый номинал банкноты посвящён одной из областей Беларуси и Минску. Тематика нейтральная. На купюрах изображены известные архитектурные памятники.
Любопытная особенность новых денег. И монеты, и банкноты датируются 2009 годом. А ещё на купюрах факсимиле прежнего главы Нацбанка Петра Прокоповича. Оказывается, в Нацбанке собирались запустить процесс обмена ещё шесть лет назад. Но помешали финансовые кризисы, высокая инфляция, несколько девальваций. Нынче времена благоприятные.
Вадим Иосуб, старший финансовый аналитик компании «Альпари»: «В течение текущего года мы видим снижение инфляции. Та новая денежно-кредитная политика, которую проводит новая команда Нацбанка, явно позволила стабилизировать национальную денежную единицу».
Владимир Бирюк, директор инвестиционной компании: «Сейчас удобный политический момент, удобный экономический момент, когда вроде бы мы все успокоились, кризисы чуть-чуть миновали, политическая ситуация предсказуема».
В следующем году многим белорусам придётся купить новые кошельки и портмоне, в которых будет не только отделение для банкнот, но и для монет. Считается, что металлические деньги могут позволить себе только страны с очень низкой инфляций. Так что появление монет в Беларуси – косвенное подтверждение того, что Нацбанк уже не выпустит инфляцию из-под контроля.
Кстати, копейки в новейшей истории Беларуси уже были. Бумажные. 50 копеек с изображением белки можно найти разве что в коллекциях. В 1992 году Нацбанк выпустил «звериные» деньги-суррогаты. Но их быстро съела инфляция. Итог – первая деноминация в 1994 году один к десяти. Но нули прирастали быстрее, чем финансовые власти их обрезали.
В 2000 году Нацбанк упразднил ещё три ноля. Произошла вторая деноминация. А вот старая купюра в 5 миллионов весьма желанна в коллекции бонистов. Стоит такая денежка в хорошем состоянии около 3 миллионов нынешних рублей.
У денег нового образца уже есть купюра, за которой, безусловно, будут охотиться коллекционеры. На 50-рублёвке – ошибка. «Пяцьдзесят» написано через «е». Пока деньги шесть лет были в хранилище, поменялись правила орфографии. По нынешним слово пишется через «я».
Тираж новых денег запланирован большой – 80 миллионов банкнот и 600 миллионов монет. Но всё равно наличная денежная масса уменьшится в 7 раз, а с ней затраты на пересчёт денег, инкассацию и транспортировку. Это в перспективе. А пока много технических вопросов. Особенно у банков.
Владимир Тамашевич, заместитель председателя правления коммерческого банка: «Банковское сообщество – дисциплинированное сообщество. Мы сделаем все действия, выполним все мероприятия, чтобы с 1 июля не было проблем с облуживанием новых денежных знаков».
Замена денег – процесс длительный и поэтапный. Такие реформы не терпят суеты. С 1 июля по 31 декабря 2016 года старые и новые деньги будут ходить параллельно. Всё это время расплачиваться можно будет купюрами как старого, так и нового образца. Дальше в течение пяти лет (с 2017 до 2022 год) старые деньги постепенно будут менять: первые три года – во всех банках, а потом только в Нацбанке.
Специалисты Нацбанка предупреждают: до старта деноминации – 1 июля 2016 – никто и нигде не может обменивать старые купюры на новые. Они появятся в обращении лишь 1 июля.
Подписывайтесь на нас в Telegram