Почему без собственных семян не бывает продовольственной безопасности? На этот вопрос в эфире программы «Контуры» на ОНТ ответил генеральный директор Центра по земледелию Национальной академии наук Федор Привалов.
Напомним, сотрудников этого научного учреждения Александр Лукашенко назвал «золотыми людьми». Во-первых, это высококлассные профессионалы. И еще одна особенность: ученые не чураются работать на земле – сами сорта выводят, выращивают и собирают. В общем, ценные люди дела!
Федор Привалов: «Этот центр объединил в себя многие институты. Если в Европе мощнейшие большие фирмы занимаются одной-двумя-тремя, максимум четырьмя культурами… Мы же занимаемся всеми культурами, которые выращиваются у нас, на нашей земле. Нашими семенами в Республике Беларусь засеяно 80% всех площадей. Кроме того, мы осуществляем поставки в Россию – там засеяно нашими сортами 3 млн гектаров зерновыми, 2 млн гектаров рапса. Также сеют в Казахстане, на Украине…»
Руководитель Центра по земледелию Национальной академии наук Беларуси рассказал, какой сорт стал особым поводом для гордости для белорусских ученых.
Федор Привалов: «Все говорили, что нельзя получить из мягкой пшеницы хлебопекарные, макаронные сорта. Мы получили сорт “Копылянка”. Когда его забрали немцы, провели испытания, они отдали его на вечное хранение в планетарное хранилище на острове Шпицберген!»
По словам Привалова, собственные семена – залог выполнения продовольственной безопасности. Не будь в Беларуси своей базы, противники давно ударили бы по этому сектору санкциями. Говорить о продовольственной безопасности не приходилось бы…
Федор Привалов: «Если бы не было семян, если бы не было чем сеять, о какой продовольственной безопасности мы говорили бы? Имеем свою базу, имеем прекрасную базу. Если бы оппоненты видели здесь уязвимость, в обязательном порядке это направление попало бы под санкции. Помним 2014 год, как в Россию перекрыли поступление продуктов и так далее... Ни техники, ни семян, ни средств защиты – ничего бы не было. Но когда у нас есть и мы можем соревноваться – это тоже вопрос интересный. У меня был один случай: прибалты захотели купить рапс наш. У них тоже бывает зима, как у нас, а те сорта, которые они берут в Европе – они менее зимостойкие. И они завезли, посеяли, получили урожай больше, чем с тех гибридов. Брюссель принял решение: всех фермеров, кто завез белорусские сорта, лишили дотаций на площади, которые они заняли нашими сортами».
В заключение интервью Федор Привалов признался, что не представляет, как можно жить вне родной земли.
Федор Привалов: «Я много ездил, за границей был. Меня устраивает та культура, которая у меня есть. Та связь с детьми, родителями. Те обычаи, которые у нас. Я был на практике там [за границей], но удрал, не смог, потому что отношения у них совсем другие. Прийти в гости – это совсем другое. И так далее. Я ни за что, ни в коем случае не смог бы там жить! А здесь я сегодня встречаюсь со своими внуками, со своими детьми. Это моя земля, я здесь вырос. Где родился – там и пригодился».
Подписывайтесь на нас в Telegram