В масштабе страны хорошо, когда есть предсказуемые и понятные условия для ведения бизнеса. Четкое и понятное налоговое законодательство. Когда силовые органы обеспечивают безопасность и каждого гражданина в отдельности, и государства в целом. Все это грани надежности. Во вторник Александр Лукашенко собрал политический актив страны – почти 300 представителей регионов, министерств, предприятий – людей стойких и, разумеется, надежных.
Президент анонсировал план политических преобразований. Речь о внесении изменений в Конституцию, ускорении процесса партийного строительства. Политический подъем в стране требует систематизации этого направления, чтобы изменения диктовала не улица, а силы конструктивные – либералы или демократы, социалисты, коммунисты или консерваторы, чтобы это были не авантюристы-дилетанты, а профессионалы.
Также Александр Лукашенко представил подробный анализ того, что происходило в стране в пред- и поствыборный период. И не вывеску – видимую часть этих процессов, а их суть, цель и средства. Если структурировать по времени, получились 7 мгновений революции, которая не удалась.
Начнём, пожалуй, без раскачки и сразу к сути. На встрече с политическим активом страны Александр Лукашенко поступил именно так.
Знакомьтесь, Джин Шарп. Он, правда, умер два года назад, и его мнения о последствиях его цветных революций уже не узнать. Да и в последние годы жизни он молчал. Потому – кадры одного из фильмов, восхваляющего идеолога протестов. Но даже в таких агитках псевдодемократии можно найти суть. Итак, слово Джину Шарпу. Что вы уже наблюдали в Беларуси с её якобы искренними стихийными митингами?
Вот и Президент на неделе, говоря о семи этапах подготовки революции в Беларуси, прошёлся по пунктам из методички Джина. Но для начала – нужна почва. Нищеты в Беларуси нет, национальных или религиозных противоречий – тоже. В ход пошли откровенные мелочи.
Президент мог не говорить о предательствах, которые начались не месяц назад. Но всё же кажется, что почвой в том числе стало желание части системы получить много власти или денег, а сильный лидер этого не давал, вот и началось. Ну, где началось, там и закончится. Но вернёмся к методичке. Александр Лукашенко сказал, что готовились кукловоды к атаке на нашу страну 10 лет. Это стало поводом для скептицизма польских подростков, но вообще – 20 лет. В 2000-м всё началось с Белграда.
Сила – в знании истории. Но читать о том, что, когда и как было – это ведь сложнее, чем назваться невероятными и пойти гулять по Минску. Работа Джина Шарпа и его помощников на серьёзном уровне (а не на странах типа Бирмы) началась в Белграде. Почитайте, как свергали Милошевича. Вкратце – активных протестующих было всего около 10 тыс. Но у них был ещё и консультант от Шарпа, полковник армии США в отставке Боб Хелви. Найдите сходства в инструментарии: вот говорит Александр Лукашенко, а вот 20 лет назад после работы с Бобом идею рассказывает Срджа Попович, лидер сербского движения «Отпор!».
Белорусские девушки на протестах, конечно, невероятные, но не уникальные. А после «бульдозерной революции» рай в Белграде не наступил: коалиция оппозиции успешно распалась через два года, Сербия продолжила успешную потерю территориальной целостности, сербы продолжили успешно беднеть, а выбирать люди успешно начали тех, кто по идеологии ближе к сверженному Милошевичу. Но фишка методички Шарпа в том, что она как Кодекс пирата Моргана и Бартоломью: это свод указаний, а не жёстких правил.
После Сербии было затишье, а 10 лет назад (о чём, вероятно, и говорил Президент) вспыхнула «арабская весна». Тунис, Йемен, Ливия, Сирия и многие другие. Сакральная жертва стала триггером «горчичной революции» в Египте. Кто бывает в Египте дальше Хургады – как, наступил там рай? В 2011-м свергли Мубарака, к власти пришла партия «Братья-мусульмане» и Мохаммед Мурси, которого свергли уже через год. В Египте успешно началась война с исламистскими боевиками, страна успешно шагнула в дефолт, люди успешно стали умирать от голода на улицах. Единственный позитивный для кого-то итог – отработаны все инструменты методички.
Цветы, одежды и прочая атрибутика – это всё тоже было. Как раз вот такой упрощённой модели манипулирования массами посвящён основной раздел методички. Броский лозунг «Перемен!», а никто не может объяснить каких; симпатичный бчб, но никто не поясняет, что он символизирует; или вот комбинация жестов «сердечко-кулачок-ножницы». Сердце не прижилось, кулак – это калька из Сербии, тоже как-то не зашло у нас. Но и знак victory – это тоже было. Иран, «зелёная революция».
Там, кстати, вообще был парад цветов, ещё были сторонники белых и красных. А называлось это всё «Маршем миллионов» – прям как у нас, даже обидно. Победил Ахмадинежад, оппозиция выборы назвала нечестными, аятолла Ирана предложил пересчёт голосов, но проигравшие отказались и потребовали новые – похоже на Беларусь, правда? К власти успешно не пришёл никто из кандидатов, страна успешно продолжила пытаться решить проблемы с США, а иранцы успешно сотнями погибли в беспорядках. Порой выборы – это только повод. Особенно, когда в мире и так проблем хватает.
Александр Лукашенко, наверное, мог бы предметнее заняться избирательной кампанией, но тогда бы мы захлебнулись в COVID-19. Для тех, кто неглуп, может, именно его кампания была единственной направленной на людей? Что касается американского влияния на протесты в Беларуси. Честно слово, не знаем, как это попало в агитку Шарпа, но вот ещё фрагмент из фильма.
Даже если Шарп не работал с Пентагоном (а он работал), сам факт того, что к нему обращалось ЦРУ, говорит о том, что его идеи совпадают с идеями американской разведки. Не хочет Джин денег – бог с ним, возьмём его методичку бесплатно. А в ней важна стратегия незатухания.
А возможно, лидеров слишком много. Людьми, выходящими на митинги, манипулируют. Одними – в сторону мирного брожения, другими – в сторону драки, третьими – к забастовкам и так далее. Методичка есть и в Минске, и в Вильнюсе, и в Польше, и в других городах. Проблема в том, что теми, кто нами манипулирует, тоже манипулируют, тайно или явно. Вот там уже ребята серьёзнее. Как и везде в мире и в истории. Когда двигают революции в Украине, Грузии, Сербии – никто не думает об украинцах, грузинах и сербах. Суть – в миллиардах. А кто помог, тому процент.
Срджа Попович, заработав в Белграде, консультировал чуть ли не все цветные революции в мире. И им тоже манипулировали. Потому что он просто студент, просто юн, просто кто-то – и его жажда славы мешает увидеть, что он просто пешка. Беларусь противостоит не админам Telegram-каналов, а профессионалам.
И кстати, в методичке Шарпа, якобы написанной без американского надзора, 7 пунктов международных действий типа отказа от дипотношений. Это для кого? Для простых манифестантов? Или для союзников по блокам?
Возможно, Шарп как учёный и задумывал методичку для защиты. Но она стала оружием. А Джин долго не признавал, что создал ненасильственный аналог ядерной бомбы. И с гордостью перечислял поверженные и разрушенные его изобретением страны.
Сейчас никакой пропаганды – почитайте сами, что произошло с этими странами. Если под переменами имеется в виду поставить Беларусь в этот список – спасибо, не надо.
Подписывайтесь на нас в Telegram