Общенациональное телевидение

По принципу «бей своих»: Варшава закрыла пограничные пункты пропуска. Репортаж ОНТ с места событий

Читать на сайте ont.by

Жаль, что не все соседи дружелюбны. Или хотя бы политически нейтральны. На границе с Польшей, конечно, всякое бывало. И до водометов в недавнем прошлом дело доходило. В новой серии этого не белорусской стороной придуманного противостояния закрытие пункта пропуска. Разумных объяснений этому уж точно нет. Разве что из ревности, ведь безвизовым режимом поляки пользуются и очень активно. И если на соседних переходах из-за перенаправления транспортных потоков настоящее столпотворение, то сами «Бобровники» словно зона отчуждения. Александр Плескачев проехал вдоль границы. 


Очень непривычно видеть пустую дорогу к пункту пропуска «Берестовица». Ни одного автомобиля, ни одного человека. Заметно какое-то движение пограничников. Такое ощущение, что это зона отчуждения. 

Еще неделю назад здесь яблоку негде было упасть. Но 10 февраля польское правительство в одностороннем порядке решает закрыть пункт пропуска на границе с Беларусью со своей стороны. Уже второй. У них он называется «Бобровники», с нашей стороны это «Берестовица». Но даже перед тем, как польский шлагбаум опустился, здесь творилось необъяснимое.

Надежда Масевич, официальный представитель Гродненской пограничной группы: «Наши польские коллеги не хотели выполнять и не выполняли договоренности, достигнутые по пропуску. Время достигало порой 8 часов».

Сегодня здесь легко пересечь границу может лишь кот. Но он всегда возвращается на белорусскую территорию. Его подкармливают работники «Дьюти-фри», которые приходят поддерживать порядок у магазинов. Надеются, что трафик вновь возобновится.

Этот офицер охраняет границу уже 17 лет. Пост не оставляет даже в этот безлюдный период. Служба обязывает! 

А на той стороне никого не видно и не слышно. Но пограничники говорят, что люди в польской форме иногда появляются в зоне видимости. Теперь ближайший путь в Польшу с Гродненского направления – только через Литву. Скопление фур в этом направлении возросло в 4-5 раз, а легковушек – вдвое.

Со стороны Литвы у пункта пропуска Бобровники жизнь кипит. Именно сюда и хлынул поток тех, для кого путь в Польшу через Бобровники оказался закрыт. Чтобы держать ситуацию под контролем, белорусские пограничники выставили патрули. В очереди автомобили на белорусских, литовских и польских номерах.

Эта полька приезжала в нашу страну за документами. Путь оказался нелегок. Но, видимо, польское правительство трудности поляков не особо волнуют. 

Стоит на переходе и Виталий, он учится и работает в польском Лодзе. Три года ездил домой к родителям через Берестовицу на автобусе. Теперь маршрут пришлось корректировать.

Виталий Капустинский: «Дорога занимала до Варшавы часа 3, а теперь 7, ну и очереди, соответственно, стали гораздо больше».

И это на автобусе, который идет по особому коридору. У остальных время пути увеличивается еще больше! 

Рассчитать движение очереди совершенно невозможно. Пресловутая необоснованная медлительность европейских коллег (будь то литовцы или поляки) – уже давно стала «нормой». 

И вот теперь Вильнюс официально отказался выполнять ранние договоренности по обеспечению бесперебойного потока. 

Надежда Масевич, официальный представитель Гродненской пограничной группы: «Это значит, что наши коллеги официально отказываются сотрудничать с нами, чтобы разрешить кризисные ситуации на границе, найти конструктивное решение сложившейся проблемы. Они официально признались в том, что очереди – это их заслуга».

Но есть и прямая дорога в Польшу – теперь только лишь с Брестского направления. Через пункт пропуска «Козловичи» идут грузовики-тяжеловесы, а через «Брест» – легковой поток. 

Сергей перевозит белорусский лен. До пункта назначения в Польше 600 км от границы. Остановка затянулась на трое суток. 

Сергей Пигулевский, водитель: «Отношение польское к нам плохое, мы считаемся врагами. Европа 100 процентов проиграет от закрытия границ. Все, конечно, плохо сказывается на товарообороте обеих стран. Перевозки удлиняются, в связи с этим и затраты увеличиваются».

Чтобы хоть как-то стабилизировать обстановку, белорусская таможня подкорректировала правила. Теперь перецепку и перегрузку можно сделать и удаленно. У той же закрытой «Берестовицы». 

Если европейские авторы дорожной блокады готовы терять деньги на перевозках, какое им дело до туристических поездок? Хотя как посмотреть! После того, как Беларусь прошлым летом разрешила гражданам соседних стран приезжать без визы, только через недавно закрытые «Бобровники» поляки ехали к нам очень интенсивно.

Александр Сонгин, председатель Общественного объединения «Союз поляков в Беларуси»: «Я тоже смотрю телевизор, читаю различные СМИ, телеграм-каналы. На сегодняшний день мне кажется, что не нравится, что простой человек посещает Беларусь».

После закрытия «Бобровников» такой приграничный туризм для поляков стал в накладку. Резиново-мучительное ожидание отбивает всю охоту. 

Сергей Дмитриев, официальный представитель Брестской пограничной группы: «Если брать только сегодняшние сутки, в промежуток времени с часа до 2 ночи польская сторона приняла только одну машину и в дальнейшем с 4 до 5 утра за час было оформлено польской стороной всего 4 легковых транспортных средства».

Маневр на границе, мягко говоря, неадекватный. К официальной Варшаве у самих поляков много вопросов. Хотя в официальном ответе столько же слов, сколько логики. 

Из Минска адекватная реакция на недружественные выпады последовала быстро. Помимо шагов на уровне МИД и по дипломатическим каналам, есть и те, что затронут польский транзит. 

Анатолий Глаз, пресс-секретарь Министерства иностранных дел Беларуси: «Изменен режим перемещения польских грузоперевозчиков. Отныне они смогут въезжать на территорию Республики Беларусь и покидать ее через любой грузовой пункт пропуска, однако исключительно на белорусско-польском участке границы. Вся ответственность за ухудшение условий деятельности польских перевозчиков лежит на инициаторе ограничительных мер, то есть на правительстве Польши».

Похоже, Варшава действует по принципу «бей своих». Зачем? Малопонятно. На экономике Беларуси это никак не сказалось – на Западе ввели столько санкций, что экономических контактов с той же Варшавой, по сути, и не было вовсе. А вот людей так просто не переубедить – сколько поляков ни пугали, сколько ни отговаривали, они продолжали ездить в Беларусь. И сейчас очевидно ситуация доходит до абсурда. Видимо, если двери закрываются, значит это кому-то нужно.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by