Подземная магистраль связала новополоцкий «Нафтан» и топливный склад под Докшицами. До конца года трубу проложат до городского посёлка Фаниполь Минской области. Это позволит почти половину всего топлива с «Нафтана» транспортировать под землёй. В чём выгода?
Со скоростью четыре вагона в час, эта насосная станция гонит по трубам дизельное топливо. Первый в стране нефтепродуктопровод соединил Новополоцкий «Нафтан» и топливные склады под Докшицами. Подземную магистраль прокладывали больше года. Её длина 90 км. Первая тысяча тонн уже отгружена покупателям. Такой способ доставки – выгодная альтернатива автомобильному и железнодорожному транспорту.
Василий Дроботов, директор предприятия «Полоцктранснефть Дружба»: «Надо залить их дизельным топливом, дальше по железной дороге протянуть их 80 км до нефтебазы «Крулевщизна», там опять подогнать к эстакаде, забрать дизельное топливо в резервуары и потом только отпускать потребителю. Управление всем магистральным нефтепродуктопроводом производится здесь – с этой диспетчерской, одним человеком, нажатием мышки».
Инвестиции в строительство нового нефтепродуктопровода – а это 13 млн долларов, окупятся, по расчётам специалистов, за семь лет. Работы по прокладке продолжаются. Конечная точка – Фаниполь Минской области – это ещё почти 200 км. Реализация проекта позволит доставлять в столичный регион до полутора миллионов тонн топлива в год. Главное преимущество – сокращение транспортных издержек, стоимость доставки под землёй на 20% дешевле наземных тарифов. Все свободные средства на «Нафтане» сейчас идут на масштабную реконструкцию завода.
Нефтехимический гигант сегодня напоминает одну большую строительную площадку, почти на каждой установке монтажники-высотники. «Нафтан» реализует инвестиционную программу почти на полтора миллиарда долларов, реконструкция коснётся сразу семи нефтехимических установок, причём две из них возводятся с нуля.
На новой установке первичной переработки нефти уже завершились пусконаладочные работы. Идёт последняя обкатка оборудования. Современный комплекс высотой 30 метров приходит на смену старым технологиям, энергозатраты здесь на четверть меньше, чем на установке, возведённой полвека назад.
Виталий Данишевский, заместитель начальника установки АТ-8 предприятия «Нафтан»: «Сама установка позволяет переработать большее количество нефти за счёт этих энергосберегающих технологий, мы экономим денежные средства и увеличиваем объём переработки».
Реализация инвестиционной программы позволит «Нафтану» увеличить мощности по переработке нефти до 12 млн тонн в год. Глубина переработки составит 90% – это мировой показатель. 2016 год для предприятия был не самым удачным из-за снижения поставок российского сырья. Переработали всего около девяти миллионов тонн нефти. Прибыль получили скромную, но модернизацию не прекращали.
Сергей Евтушик, заместитель генерального директора предприятия «Нафтан»: «Тут несколько целей одновременно решается. Во-первых повышается качество нефтепродуктов. Мы выходим на 100% в результате модернизации выпуска топлива касса Евро 5, не должно быть тёмных нефтепродуктов низкодоходных, весь мазут должен превратиться в бензин и дизельное топливо».
В этом году на «Нафтане» намерены завершить реализацию четырёх из семи инвестиционных проектов. Запустят две новые установки – по производству водорода и элементарной серы. На 60% обновиться оборудование на установке по выпуску дизельного топлива, что позволит увеличить мощности до полутора миллионов тонн в год.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram