Всего пять минути есть первое предложение о новом векторе сотрудничества! Самолёт с президентом Молдовы на борту только коснулся посадочной полосы в Национальном аэропорту, а Игорь Додон и вице-премьер Беларуси Михаил Русый обсуждают: добраться из Кишинёва до Минска можно только с пересадкой в Москве или Киеве и неплохо бы организовать прямой рейс. Сроки установлены тотчас же – к сентябрю.
Это первый визит Игоря Додона в Беларусь с момента избрания на пост президента Молдовы в прошлом году. Ожидания от рабочей поездки у Кишинёва оптимистичные, а планы обширные. Как территория Евразийского экономического союза – в сторону именно этого объединения разворачивается Молдова под руководством Додона. Десять лет назад Кишинёв мечтал об интеграции с Евросоюзом, но соглашение об ассоциации с ЕС не принесло ничего, кроме убытков, да и Москва западный разворот оценила негативно. Молдова осталась пусть и в гордом, но – одиночестве. Исключение составили лишь преданные друзья… Такие как Беларусь.
А после того, как Минск стал одним из инициаторов ЕАЭС, Молдова (уже с президентом Додоном) увидела в Беларуси ещё и мост на глобальный рынок. Это интеграционное объединение Кишинёв считает прогрессивным. А о прогрессивности самого молдавского президента можно судить хотя бы по сообщению в социальной сети Facebook: Игорь Додон всем своим 62 тысячам подписчиков сообщает о том, что вылетает в Минск, и делится ожиданиями.
Игорь Додон, президент Молдова: «Уверен, предстоящий визит послужит ещё большему политическому, экономическому, торговому и культурному сближению Молдовы и Беларуси».
В пятницу на странице президента наверняка появится сообщение о насыщенности визита.Уже сегодня Игорь Додон в «Президент-отеле» встретился с представителями деловых кругов Беларуси.Обсуждали как в целом перспективы сотрудничества, так и конкретные проекты, скажем, в машиностроении. Предложение Кишинёва предельно чёткое: Молдова, хоть и видит стратегического союзника на Востоке, но пока имеет и соглашение об ассоциации с Евросоюзом. И продукция совместных с Беларусью сборочных производств может беспрепятственно попадать на рынок ЕС.
Говорили в «Президент-отеле» и о молдавском экспорте в Беларусь – это, конечно, овощи, фрукты и вино. Кишинёв вообще исторически – один из ключевых партнёров Минска. В 1995-98 годах товарооборот между странами удерживался в пределах $100 млн долларов. Но с 1999 года цифра резко упала, и восстанавливают уровень торговли Беларусь и Молдова до сих пор. В 2014 году – более $400 млн товарооборота. Цифра, конечно, далека от рекордной, но это тот показатель, от которого в будущем страны собираются оттолкнуться и наращивать темпы.
Резкий скачок ожидается за счёт крупных контрактов в агросекторе. Эту сферу в Беларуси в начале июня изучил премьер-министр Молдовы. Павла Филипа принимали на высшем уровне – на встрече с Александром Лукашенко стороны подтвердили намерение активно развивать сотрудничество. Конкретные проекты молдавский премьер обсудил и со своим белорусским коллегой. В программу визита вошло посещение нескольких важных для двустороннего сотрудничества площадок, таких как завод «Штадлер-Минск», и выставки «БелАгро», где Молдова представила отдельный стенд. Тогда Павел Филип отметил – Кишинёв готов перенимать опыт Беларуси в агросекторе.
Сегодня же изучить возможности белорусских флагманов смог и президент страны. На Минском тракторном заводе Игорь Додон внимательно изучил и технику, и предложения машиностроителей, и заявил, что Молдова заинтересована в расширении сборочного производства белорусской техники. А затем в белорусско-молдавских отношениях (по крайней мере, в агросекторе) наступило время переговоров без пиджаков: Игорь Додон лично протестировал новинку МТЗ.
Игорь Додон, президент Молдовы: «Знаете, я давно мечтал побывать на этом заводе. Конечно, в Молдове все знают, слышали про тракторный завод минский. Я могу открыть секрет, мой тесть всю жизнь работал трактористом – именно на МТЗ работал! Поэтому для меня модели МТЗ очень знакомы. Более 60% рынка Молдовы – это, безусловно, МТЗ. Они пользуются популярностью. Очень рад, что в последнее время мы начали совместные проекты в Молдове на данном этапе для внутреннего рынка, но я уверен, что есть возможность выхода и на европейский рынок: можно с Молдовы продавать беспошлинно с учётом тех соглашений, которые у нас подписаны и на рынки третьих стран».
Фёдор Домотенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «Модель “Беларусь -2022”, которая сегодня популярна на тракторном заводе и массово используется в обороте России. Мы сегодня обсудили, что этот трактор находит свою нишу и в Молдавии. Думаю, что эта тема очень интересна как для нашей страны, так и для Молдавии».
А фундаментом для экономических успехов должна стать дружба между народами. Ведь в Беларуси живёт немало молдован, которые даже на ментальном уровне будут рады экономической интеграции Минска и Кишинёва.
Кстати, и в «Президент-отеле», и на заводе МТЗ, и на встрече с представителями молдавской диаспоры Игорь Додон подчёркивал, что Беларусь и Молдова – братские страны, у которых общая история. Но насыщенность программы визита президента недвусмысленно намекает – история новейшая будет ещё успешнее.
Это лишь первый день рабочего визита Игоря Додона в Беларусь. В четверг, напомню, молдавский президент в Витебске встретится с Александром Лукашенко и примет участие в церемонии открытия «Славянского базара». А по дороге в Северную столицу Игорь Додон намерен посетить завод «Белкоммунмаш» и агрокомбинат «Дзержинский».
Подписывайтесь на нас в Telegram