Даже с философской точки зрения внешний вид влияет на содержание. Что уж говорить о законах бизнеса и стиля? Неспроста поэтому национальная компания «Белавиа» инициировала красивую, но длительную и дорогую процедуру ребрендинга, когда перекраска одних лишь самолётов обходится примерно в 60 тысяч долларов.
Официальная презентация первого и новейшего во всех отношениях лайнера состоится в аэропорту Минска только 15 августа, но у аудитории «Контуров» есть эксклюзивное право взглянуть на красавца прямо сейчас. С завода Boeing, который находится недалеко от Сиэтла, вернулась Наталья Стельмах.
Первый самолёт под маркой Boeing увидел свет сто лет назад. Тогда об этом воздушном судне знала разве что пара-тройка специалистов, сегодня это уже легенда. Boeing летают по всему миру и входят во флот практически всех авиакомпаний. На трёх заводах, все расположены в США, предлагают линейку от эконом-класса до наделавшего в своё время немало шума «Дримлайнера», где регулируется даже влажность воздуха в салоне.
Дизайн самолётов всё больше напоминает космический корабль, а умение разбираться в моделях становится для пассажиров едва ли не модным трендом. Но всё же самый продаваемый, а значит, и узнаваемый борт – тот, который неизменно выпускают вот уже полвека – это Boeing-737. Достаточно представить, что в этот момент две тысячи таких самолётов одновременно парят в воздухе, а каждые две секунды один из них заходит на посадку или взлетает в небо.
На этом заводе Boeing в Рентоне недалеко от Сиэтла выпускают самолёты исключительно модификации «737». На двух производственных линиях одновременно собирают сразу несколько лайнеров, на создание одного уходит 9 дней. Всего же за месяц здесь с конвейера сходит 42 самолёта. Но если какая-либо авиакомпания сделает заказ, скажем, сегодня, новый борт ей поставят только через 5 лет.
За последние три десятилетия пассажиропоток в мире увеличился в семь раз и, по прогнозам экспертов, дальше подъём пойдёт ещё активнее. А значит, производителям, которые несмотря ни на что сражаются за каждого заказчика, придётся постараться, чтобы соответствовать спросу.
Адам Тишлер, менеджер по связям с общественностью завода Boeing-737 в Рентоне (перевод): «Мы будем использовать всё пространство завода для того, чтобы выходить на более высокие темпы производства. Особенно вертикальное пространство, то есть пространство над нашими головами, чтобы выстроить производственную линию непосредственно над складским помещением. Используя эффективно всё пространство, мы выйдем на 47 самолётов в месяц в следующем году, на 53 самолёта в 2018 и на 57 самолётов в 2019 году».
Отсюда улетели уже тысячи лайнеров, но каждый борт, признаются сотрудники компании, они по-прежнему провожают с особым трепетом. Особенно когда, как в этот раз, самолёт во всех смыслах уникальный.
Этой торжественной, хоть и весьма символической, церемонии передачи самолёта предшествовали два года сложных переговоров и две недели согласований уже в Сиэтле. На месте специалисты авиакомпании изучают горы технических документов и осматривают едва ли не каждый винтик. Затем пилоты совершают так называемую обкатку – проверяют самолёт в воздухе. И здесь всё сложнее сохранить интригу, ведь за территорией ангара пилотов нередко поджидают споттеры – любители сделать редкие фотографии воздушных судов.
Всего за неделю до премьеры в Сеть всё же просочились снимки нового борта, и тот самый василёк на хвосте, о котором столько гадали, уже не стал сюрпризом. А следом и многочисленные комментарии о новой ливрее. Одни называют дизайн чересчур простым и предсказуемым, другие лаконичным и современным, третьи и вовсе проводят аналогии с якобы первоисточником. Но это, что называется, дело вкуса.
Марти Бертран, первый вице-президент компании Boeing: «Это абсолютно современный и уникальный дизайн ливреи, который очень удачно передаёт не только ценности авиакомпании, но и особенности страны, которую он представляет. Что касается помощи Boeing, могу сказать, что результат – это видение, концепция и креатив авиакомпании. Мы просто им помогали на этом пути».
Этот лайнер стал не только премьерой обновлённого стиля, но и первым новым Boeing у белорусского авиаперевозчика. И уже известно, что до конца года флот Boeing пополнят два аналогичных борта. Стоимость сделки, ссылаясь на коммерческую тайну, обе стороны не раскрывают, ограничиваясь сухим «выгодно для всех». Однако в каталоге Boeing самолёт оценивают в 100 миллионов долларов. Позволить себе такую сумму сразу за три самолёта по силам всего нескольким крупным игрокам авиационного рынка, остальные, чтобы расширить или обновить парк, вынуждены договариваться с кредиторами.
Глеб Пархамович, первый заместитель директора авиакомпании «Белавиа»: «Мы не очень большая компания, поэтому те самолёты, которые мы раньше приобретали, не имели возможности взять кредит и успешно с ним потом рассчитываться. Два года назад мы подготовили бизнес-план и в соответствии с этим бизнес-планом мы увидели, что у нас появилась такая возможность, наши финансовые результаты стали значительно лучше, и сегодня мы рассчитываем на то, что в течение 13.5 лет, как у нас подписан договор с Банком развития, мы рассчитаемся».
Майк Барнетт, директор по маркетингу компании Boeing: «Мы анализируем каждого заказчика прежде, чем принимаем заказ на поставку самолёта. “Белавиа” – компания, которая хорошо управляется, у которой благоприятная финансовая ситуация, компания пользуется вниманием и поддержкой правительства и руководства страны, а они, можно даже сказать, выступают гарантом благополучия авиакомпании».
Новая машина не требует лишних вложений в эксплуатацию и расходует куда меньше топлива, а значит, и стоимость перелёта на ней может быть снижена. Учитывая, что 737-й может полностью загруженным преодолеть порядка пяти тысяч километров, авиаперевозчик намерен активно использовать его на чартерных рейсах, и в этом случае для белорусов могут подешеветь не отдельно перелёты, а пакет, предложенный туроператором.
Андрей Фомченко, ведущий инженер авиакомпании «Белавиа»: «Что значит экономическая эффективность? Это возможность больше взять полезную нагрузку (пассажиров, груз) и как можно эффективнее перевезти её на определённое расстояние, меньше сжечь топлива. У данного самолёта расход топлива ниже, чем в наших самолётах, а также вместимость пассажиров больше: вместо 120 человек – 189. Плюс это ещё новый самолёт, у него новая покраска, то есть аэродинамические качества самолёта выше, чем в более старых».
Из 28 самолётов «Белавиа», 17 – это Boeing, поэтому пилотам для подготовки к полётам на новом судне потребуется всего день упражнений на специальном симуляторе.
Владимир Кошевец, заместитель командира авиационного отдела авиакомпании «Белавиа»: «По запуску, допустим, двигателя у нас новые рычаги управления, локатор – новый пульт у нас, управление внешним освещением тоже отличается немного. Компьютеры у нас уже более новой версии. Это, естественно, позволяет более оперативно выполнять всякие требуемые функции».
За 30 лет в авиации ему впервые приходится сдувать со штурвала заводскую пыль. И уже присматриваясь к новой машине, Владимир Кошевец откровенно рассказывает, как всегда по-особому чувствует атмосферу в салоне и с нетерпением предвкушает даже не тот момент, когда впервые взмоет ввысь за штурвалом нового Boeing, скорее, когда впервые опустит шасси на взлётно-посадочную полосу. Ведь мягкая посадка, как правило, сулит громкую благодарность.
Подписывайтесь на нас в Telegram