Общенациональное телевидение

Переговоры Минска и Москвы: внешнее давление на Беларусь, санкции, отравление Навального. Главное

Читать на сайте ont.by

Новость, которая на этой неделе стала топовой в мировых СМИ, – громкое дело об отравлении российского оппозиционного политика Алексея Навального. Это версия Германии. При чем здесь Беларусь? «Новичок» материализовался в том самый момент, когда Россия обозначила свою позицию по защите суверенитета и независимости нашей страны, когда мы столкнулись с беспрецедентным внешним давлением. Но вот было ли отравление – большой вопрос. 


В пятницу Беларусь передала России перехваченный телефонный разговор Берлина и Варшавы, в котором речь шла в том числе и о Навальном. Вообще контакты между Минском и Москвой в последнее время заметно активизировались. Что, видимо, не дает покоя некоторым западным политикам. Переговоры глав МИД, приезд российского премьера, анонсированная в ближайшие две недели личная встреча президентов. И Навальный, по мнению экспертов, – это ни что иное, как попытка давления уже на саму Россию, чтобы отвлечь от белорусской повестки. Методы для западных стран не новые. Но вот сработает ли в этот раз?

Сферы влияния, зоны интересов, требования, ультиматумы и даже угрозы: вот уже месяц Беларусь является ареной жесткой геополитической конкуренции. Запад и Восток обсуждают тонкости поствыборной ситуации в Беларуси. С разной степенью дипломатизма. Именно на этой неделе, не отвлекаясь от республики, они стали обмениваться и между собой жесткими заявлениями, претензиями и даже манипулятивными приемами. Так сказать, для усиления переговорных позиций. 

Это, пожалуй, самая пасторальная картинка всей минувшей недели. Александр Лукашенко рассказывает российскому премьеру о своей малой родине и показывает национальные пейзажи. У Мишустина, кстати, тоже белорусские корни. Копни глубже, они найдутся и у многих россиян, поэтому и отношение к ним в Беларуси такое: не гости, а почти родные. При этом принято считать, что Россия нам как старший брат. И в курсе всех дел, которые происходят и здесь, и вокруг нас. Мы следим за жизнью соседей тоже. Что касается последних недель, то тут Кремль был однозначен. Подставил плечо.

Переговорная повестка нынешнего визита главы российского правительства в Минск была весьма широкая. Михаил Мишустин приехал с большой делегацией. Накануне в российской прессе делали ставки: что же станет предметом разговора? А говорили в основном о делах союзных: нефть, цены на энергоносители, ввод в строй Белорусской атомной станции, COVID-19. Примерно так же, с конспирологическими версиями, накануне ждали и переговоров министров иностранных дел Беларуси и России. Там, кстати, тоже обошлось без неожиданностей. Москва уже неоднократно подчеркивала свое отношение к ситуации в нашей стране: попытки дестабилизации извне – недопустимы, вмешательство – ультимативно, нормализация обстановки – задача первоочередная. Беларусь, считают россияне, способна самостоятельно урегулировать и решить свои внутренние вопросы. Попытки устраивать нам обструкции на международных площадках будут точно без участия России, но, как говорится, и мы и они – все видим. 

Сергей Лавров, министр иностранных дел России: «Некоторые члены соответствующих организаций, в том числе ОБСЕ и ООН, пытаются всячески интернационализировать происходящее в Беларуси, пытаются через эту интернационализацию оправдать назойливые попытки по навязыванию посреднических услуг. Оба эти мероприятия и в ОБСЕ, и в Нью-Йорке использовались для агрессивных и даже грубых требований к Беларуси отменить результаты выборов, полностью признать победу оппозиции, ну, все то, что любому непредвзятому наблюдателю понятно и является провокационными заходами».

Затронули главы внешнеполитических ведомств и примеры экономического давления на Беларусь. И что любопытно,  пока в Брюсселе еще обсуждают и взвешивают, страны Балтии долго не раздумывали  и оказались впереди всего Евросоюза. В России называют эти решения как минимум недальновидными. Беларусь уже подготовила ассиметричный ответ Литве, Латвии и Эстонии. Ответные санкции  ударят не только из Минска, но, в соответствии с двусторонними соглашениями, их намерена поддержать и Москва.

Владимир Макей, министр иностранных дел Беларуси: «Что касается лиц, которые включены в санкционный список со стороны Беларуси, то это те лица, которые действительно рьяно пытались вмешиваться во внутренние дела белорусского государства. Делали соответствующие неприемлемые и политические заявления и, более того, вносили конкретные предложения о финансовой поддержке оппонентов власти. Для нас это абсолютно неприемлемо. Мы трактуем это как вмешательство во внутренние дела. На основании этого был подготовлен ассиметричный список со стороны Беларуси, о котором я сказал. Мы не намерены его публиковать, но, поверьте, там достаточно много лиц, а с учетом того, что у нас единый список невъездных в рамках Союзного государства, то, я думаю, что это должно их заставить в определенной мере задуматься».

Очень яркие заявления. И кто-то, вероятно, подумал, что Россия перехватывает у Запада инициативу по Беларуси. А значит, надо во что бы то ни стало этот мяч на политическом поле отобрать. В тот же день, когда встречались дипломаты, канцлер Германии Ангела Меркель делает заявление: российский оппозиционер Алексей Навальный, который сейчас в коме в клинике Шарите, был отравлен. Не чем-нибудь, а известным «Новичком». От Москвы, сказано, теперь ждут объяснений. Иначе – санкции. И от США, и от ЕС. Непосвященный задумается – а Беларусь-то здесь при чем?

Никита Данюк,  заместитель директора Института стратегических исследований и прогнозов  Российского университета дружбы народов: «Очевидно, для того, чтобы нарастить давление информационное, дипломатическое, в том числе и санкционное, необходимо создавать поводы. В том числе – и отравление Навального. Это очень удобный информационный фон, благодаря которому можно обвинить Россию в очередной раз не только во вмешательстве в дела Беларуси, но и в контексте того, что как может быть Россия каким-то советчиком, если внутри ее государства осуществляются покушения на видного оппозиционного деятеля».

Никто не ждал, что именно из Минска придет новая информация о самой обсуждаемой на неделе в России теме. Своим мнением о деле Навального поделился и Александр Лукашенко. Как раз на встрече с Михаилом Мишустиным. У белорусского Президента были не только аргументы, но и факты.   

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я заметил, наблюдая за российскими событиями, что у Запада новая фишка появилась. Опять "Новичок", опять отравление. Так я вам должен сказать, что вчера или позавчера, я точно не помню, до выступления Меркель (она заявила, что ему – Навальному – хотели закрыть рот) мы перехватили разговор. Мы так понимаем, Варшава разговаривает с Берлином. Два абонента на связи. Перехватила наша радиоэлектронная военная разведка. Поскольку там развернуты части, и мы, конечно, ведем и в радиосфере противоборство с натовцами. И мы перехватили интересный разговор, который (я вам дам почитать его, мы подготовим и направим в ФСБ) отчетливо говорит о том, что это фальсификация. Никакого отравления Навального не было. Сделали они это – цитата: "Чтобы отбить охоту Путину сунуть нос в дела Беларуси". Я процитировал этот разговор. Понимаете, насколько по-иезуитски поступают эти люди. Поэтому, я думаю, Бортникову с Нарышкиным надо будет серьезно разобраться в этой ситуации. Мы и голос передадим записанный, и текст».

А вот это – уже сенсация. Все материалы Беларусь передает российским спецслужбам. И обнародует запись. Кто имеет уши – услышит. Добытая белорусскими спецслужбами информация моментально выходит в информационный топ.

В Берлине ожидаемо опровергают факт этого грандиозного обмана. Оттуда только заявления о том, что белорусский инсайд – это неправда. И санкции в отношении России все равно будут. Хотя ни медицинских документов, ни результатов анализов, да и самого Навального после транспортировки в Берлин никто не видел. Кремлю к такому развитию событий  не привыкать. Россия до сих пор под ограничениями. Вводя новые – и в отношении Москвы, и в отношении Минска, – считают эксперты, – Запад сам стреляет себе в ногу.

Андрей Слепнев, министр по торговле Евразийской экономической комиссии: «Я бы не переоценивал те цели, ради которых они вводятся. Мы видим, что те цели, которые ставили авторы санкций, не достигнуты. Ни в России, ни в отношении Беларуси, ни в отношении других стран. Создают и они определенные неудобства для торговли? Да, создают, но надо их разрешать. Жизнь подкидывает много разных сюрпризов, которые надо отрабатывать. Мы считаем, что санкционная повестка – противоправная с точки зрения международной торговли. Мы видим, что это не просто политика, а чистая антиконкурентная практика с целью отжать конкурента с международного рынка. Будем в этих обстоятельствах жить и отрабатывать наше огромное пространство, где все есть. Есть рынок, есть все ресурсы, есть талантливые люди. И это делает нас просто сильнее».

В любом случае, пока сделать Беларусь камнем у основания  новой Берлинской стены, которая снова разделит Европу и Россию, ни у кого не получается. Но никто не строит иллюзии, что попытки прекратятся.  

Безусловно, то, что происходило вокруг Беларуси в последние недели после выборов, это только начало осознания реальной «зоны интересов» и Запада, и Востока в отношении нашей страны. Новые грани этой геополитической партии увидим в середине сентября. Не позднее должна пройти встреча Александра Лукашенко и Владимира Путина в российской столице. «Белорусский кейс» для Кремля пока примерно понятен: это желание некоторого торпедирования интеграционных процессов и последовательное противодействие Западу во внешнем давлении на нашу страну. Москва, похоже, решила действовать по принципу, что свобода размахивать кулаками для всех интересантов заканчивается у носа ближнего. Сегодня этот нос – Беларусь. Завтра, без сомнений, так же будут бить и по России. 

 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by