27 января весь мир отметил 70-летие освобождения Освенцима. Arbeit macht frei – «Труд освобождает». Именно эти слова на воротах лагеря смерти видели сотни тысяч узников, прибывавших сюда со всей Европы. Уцелеть удалось единицам.
С 1941 года по 1945 год здесь были уничтожены почти полтора миллиона человек. В основном – евреи. Поэтому неудивительно, что именно Освенцим стал трагичным символом, а дата его освобождения – Днём памяти жертв холокоста.
В 1947 году на территории лагеря был создан музей. Куда до сих пор приходят неравнодушные люди увидеть своими глазами, что такое «обыкновенный фашизм» в его практическом воплощении. А во вторник отметить скорбную дату сюда приехали делегации из десятков стран мира.
Зимой здесь ниже нуля. Хотя это самый юг Польши. 40-тысячный Освенцим сегодня «Miasto Pokoju» («город мира»). Девиз в XXI веке выбрали совместно живущие тут поляки, немцы, евреи. До войны их было около восьми тысяч. А затем почти все прошли так называемым «маршем смерти» по будущей улице Освобождения.
Леонид Рубинштейн, бывший узник концлагеря «Аушвиц-Биркенау»: «Никогда не думал, что доживу до такого возраста. Мне тогда было 13 лет, сегодня мне уже 87 лет. Но эти воспоминания – это всегда открывается старая рана. Это мировая трагедия, поймите! Там погибли будущие Шагалы, там погибли Плисецкие…»
От таких монологов плачут даже мужчины. За плечами Леонида Рубинштейна Минское гетто. Говорит, «душегубка» ничуть не лучше концлагеря. Далее эшелоном Майданек, Освенцим, Дахау. 70 лет спустя он и ещё 300 бывших узников вернулись в «Аушвиц».
Роман Кент, бывший узник, председатель Международного комитета Освенцима: «Душераздирающие крики детей, которых вырывали из рук матерей грубые палачи, будут звучать в моих ушах до самой смерти. Мы, выжившие, не хотим, чтобы наше прошлое стало будущим наших детей».
27 января поминальные лампады у мемориала зажгли официальные делегации 42 стран, включая белорусскую во главе с нашим послом в Польше Александром Аверьяновым. Мощным аккордом торжеств стала совместная молитва иудеев и христиан всех ветвей.
Она выкована здесь. Её сделал заключённый под номером 1010, сознательно допустив ошибку. Буква «В» перевёрнута. Знаменитое «Arbeit Macht Frei» за этими вратами обретало иной смысл.
До сих пор тут птицы не поют. «Мёртвую» тишину нарушают только экскурсоводы, изредка. Это при том, что в год ныне музейный объект посещают свыше миллиона туристов. Для израильтян «побывать в Освенциме» – обязательная часть школьной программы.
Павел Савицки, сотрудник музея «Аушвиц-Биркенау» (г. Освенцим): «Конечно, точных цифр мы не знаем. Потому что не имеем всех документов. Мы говорим сейчас о том, что в Освенцим было депортировано миллион триста тысяч человек по меньшей мере. Из них миллион сто тысяч погибли. Девятьсот тысяч евреев непосредственно сразу по приезде в газовых камерах. Составы прибывали каждый день».
«Помните, отсюда есть только один выход – через трубу крематория». Это первое, что слышали попавшие сюда с начала 1940-го по 1945 год. Печи «Аушвица» работали 24 часа в сутки. Но когда нацисты перешли границу Советского Союза, одной «фабрики смерти» оказалось мало. Появились «Аушвиц-2» (он же «Биркенау» на месте польской деревни Бжезинка) и третий лагерь. Общая площадь – 40 гектаров.
Кузьма Козак, кандидат исторических наук (г. Минск): «В мемориальном комплексе “Освенцим” есть очень значимая выставка о жертвах холокоста. И вы знаете, сколько там написано жертв холокоста в Беларуси?! 230 тысяч! Всегда вопрос: почему и что это такое? И ответ: все евреи, которые проживали в Западной Беларуси, они соотносятся с польскими».
С 2007 года группа отечественных учёных сражается за историческую правду. Ведь в 1939 году произошло не что иное, как воссоединение Западной и Восточной Беларуси. Это событие признано всеми государствами-учредителями Организации Объединённых Наций. Польша не исключение. Депортация в Освенцим из Гродненского гетто – «белое пятно» даже в «Auschwitz od A do Z…» – наиболее полном справочнике, изданном к юбилею.
Якуб Новаковски, директор Еврейского музея «Галиция» (г. Краков): «Если мы говорим о довоенной Польше, то мы говорим о трёх с половиной миллионах евреев, которые составляли 10% населения страны. 90% из них погибли. Здесь, в Кракове, в 70 километрах от Освенцима, мы находимся в самом центре холокоста. Скажем так, в его “нулевом” километре».
Новый музей – в старых цехах мебельной фабрики. Некогда еврейской. Сами стены – «Следы памяти». Но не только часть станционной экспозиции посвящена трагедии «Аушвица». Тут постоянно идёт диалог между посетителями и узниками. А также теми, кто спасал евреев, рискуя собственной жизнью. В Беларуси «Праведниками мира» сейчас признаны свыше 700 человек.
Леонид Рубинштейн, бывший узник концлагеря «Аушвиц-Биркенау»: «С Будзина нас привезли в Освенцим и сделали селекцию. Ты здоровый ещё на вид – в эту сторону. Ты – в эту. Никто не знал, куда. А потом мы поняли, что нас опять в вагоны и привезли в Германию, работать».
Думаю, «повезло» в этом случае вполне уместный глагол. За огромным музейным стеклом – две тонны человеческих волос. Это то, что не успели использовать. Лагерь их поставлял, немецкие промышленники охотно брали. Получались недорогая прочная ткань и верёвки. Сегодня в Беларуси (в основном на Витебщине) живут почти 100 человек, выживших в «Аушвице».
Павел Савицки, сотрудник музея «Аушвиц-Биркенау» (г. Освенцим): «Около 80% документов, а может, и больше, сегодня нет. Это те пробелы, которые мы должны восполнять. Очевидно, конечно, самая большая группа жертв – это евреи, затем поляки, следом цыгане, потом советские военнопленные и ещё представители 25 народностей».
Это французы, голландцы, бельгийцы. Всего насчитали десять тысяч «других». А сейчас, прислушайтесь, из тех 10 около шести тысяч – белорусы! Жёны и дети партизан, приравненных нацистскими идеологами к евреям. Наши, «тутэйшыя», попали в «Аушвиц» в конце 1943-го – 1944 годах.
Кузьма Козак, кандидат исторических наук (г. Минск): «Надо, конечно, чтобы появилась плита о белорусских жертвах Освенцима. Надо чтобы в этом центральном месте трагедии Европы и мира был обозначен белорусский след. Потому что он такой есть! Впереди у историков очень большая работа. Она будет касаться ещё 15 тысяч советских военнопленных. Первые жертвы, но кто они? Нам показали карточки, написано: он родом из Минска, он родом из Могилёва, он родом из Бреста».
27 января 1945 года бойцы 60-й армии 1-го Украинского фронта под командованием маршала Ивана Конева («русского» по паспорту) освободили узников крупнейшего концлагеря Третьего Рейха. Кстати, начальником штаба тогда был генерал Василий Соколовский – белорус, уроженец Гродно. Это ответ тем политикам, кто порой ставит слово «национальность» выше «свободы», подаренной миллионам.
Збышек Вишневски, житель г. Освенцим: «Да, бываю часто. Это место нужно для того, чтобы не забыли о преступлении против всего человечества».
Агнешка Охнё, житель г. Освенцим: «Временами я задумываюсь: как люди существовали там, за этой стеной?! Это очень неприятно. Мне хочется, чтобы такие вещи не происходили ни сейчас, ни в будущем».
Сегодня эмблема «города мира» – Освенцима – «птица мира». На фоне белого голубя две человеческие фигуры. Они символизируют единство рас. Побывать здесь стоит каждому, как и в белорусской Хатыни, чешском Терезене… История – это память, а не повторение пройденного.
Подписывайтесь на нас в Telegram