Общенациональное телевидение

Осторожно, «омикрон»! Кого выбирает новый штамм вируса и как уберечься?

Читать на сайте ont.by

Беспокойство недели. Минздрав сообщает, что за всю историю коронавируса в стране побит рекорд по количеству заразившихся, это более 2 тысяч зарегистрированных случаев в сутки. Тревожно? Еще бы! «Омикрон» – тот самый штамм. Главное, что нужно знать о нем, – «омикрон» очень заразный, распространяется в два-три раза быстрее, чем предшественник «дельта»-штамм. Но болезнь при «омикроне» протекает легче, она очень похожа на грипп. 


Но вряд ли это должно успокоить тех, кто еще не привился – ведь именно невакцинированным в итоге больнее всего. 

Звонкий голос, четкие команды и спортивный дух. Всю жизнь только с оптимизмом. Марина – мастер спорта по гандболу, представитель сборной Беларуси по греко-римской борьбе, серебряный призер Всесоюзной универсиады. В ее копилке много кубков и медалей. Но среди всех побед главной считает личную, над пандемией. 

Марина Ясене, мастер спорта по гандболу, инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе: «За три дня у меня развилась эта болезнь, когда температура 40, и она не сбивалась. Я много раз болела, у меня были всякие заболевания, у меня были операции, но вот такого состояния я не могу вам объяснить – когда глазами хочешь сделать многое, а у тебя нет сил». 

Про таких, как она, говорят – была на волоске. Тяжелая пневмония, 10 дней реанимации на ИВЛ, о которых почти ничего не помнит. После выписки уверенно ходить не могла еще месяц. И повторять подобное с собой уже не хотела.

Марина Ясене, мастер спорта по гандболу, инструктор-методист по физкультурно-оздоровительной работе: «Когда прошел год, я сделала сначала анализ на антитела, и где-то через год мне дали возможность сделать прививку».

Полный курс вакцинации в стране прошли порядка 50% населения. Это и пожилые люди, и дети. И число желающих сделать укол растет. Особенно ответственно к вопросу подходят те, кто, как и Марина, тяжело перенес болезнь. А еще те, кто учится на чужих ошибках и не хотят оказаться на ИВЛ, ведь вакцины действительно спасают.

Вероника Высоцкая, заведующая отделением иммунопрофилактики Республиканского центра гигиены, эпидемиологии и общественного здоровья: «Основная цель вакцинации – это минимизация тяжелых случаев, неблагоприятных исходов, госпитализации… Она достигается, и порядка 1-4% населения, ранее привитого, заболевает». 

Елена Гасич, заведующая лабораторией диагностики ВИЧ и сопутствующих инфекций Республиканского научно-практического центра эпидемиологии микробиологии: «Абсолютно точно стало понятно, что у вакцинированных заболевание протекает в достаточно легкой форме».

Еще в начале пандемии наша страна выбрала свой путь борьбы с коронавирусом. Пока другие закрывали границы и вводили локдаун, Беларусь налаживала связи с партнерами. Это и гуманитарная помощь, обмен опытом и закупка вакцин. Теперь у нас разрабатывается собственный препарат, в этом году начнутся его доклинические испытания. Параллельно ученые говорят о создании Центра вирусологии. Все это поможет преодолеть пандемию и, самое главное, сделать это собственными силами и умом. Про достижения и амбиции наших ученых не раз говорил и Александр Лукашенко.

Почти два года с пандемией за жизнь каждого пациента борются врачи. Больницы то и дело перепрофилируются, но это не означает, что нековидным пациентам отказывают. В этом еще одна особенность белорусской модели. В поликлиниках и больницах идет работа со всеми, кому нужна помощь.

Сегодня Татьяна улыбается. Позади сложная операция, женщина свободно дышит и может говорить, не задыхаясь. Два последних года для гомельчанки такие простые вещи были из разряда невозможного.

Татьяна Рабенок: «Я поднималась на второй этаж, и меня уже дочь встречала, помогала раздеться, а я чуть ли не на четвереньках ползла к своему кислородному концентрату и уже дышала, ну пока надышишься, внутри тебя все разрывается... Не передать словами, как это тяжело и как это больно».

Четыре года назад медики обнаружили у Татьяны серьезное заболевание легких, оно прогрессировало, и единственным шансом на жизнь была трансплантация. Пациентке пересадили легкие.

Татьяна не болела коронавирусом, но еще на пике первой волны пандемии была контактом первого уровня. Заболевание в ее случае могло закончится летально. Почему эта история стала частью материала, медики объясняют просто. Борьба с COVID, к сожалению, не заканчивается в больничных палатах, реанимациях и даже дома после выписки. Специалисты называют это «отложенный вред».

Олег Руммо, директор Минского научно-практического центра хирургии, трансплантологии и гематологии: «Те пациенты, которые перенесли тяжелую коронавирусную инфекцию, она же была не только в легких. Это и тромбозы в печени, и тромбозы в почках. Пораженные легкие не функционируют нормально. Это проблема всех органов человека, понятно, что в последующем будет увеличиваться количество пациентов, которые нуждаются в трансплантации печени, поскольку на фоне ковида обострились хронические заболевания печени, которые раньше удавалось компенсировать. И не доводить дело до трансплантации». 

Сколько еще будет мутаций коронавируса, невозможно предугадать. Последний стал более заразным, но менее агрессивным и переориентировался на молодежь. А что последует дальше? Предугадать, сколько еще будет мутаций и как они себя проявят, невозможно. Но за два года мы научились жить рядом с пандемией. Держать дистанцию, носить маски и обрабатывать руки. Это помогает сдерживать вирус. Но защитить на 100% не может, потому мы так часто говорим о вакцине. Пока это единственный вариант защитить себя и близких от коварных последствий COVID.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by