Комитет государственной безопасности должен уделять больше внимания борьбе с коррупцией и анализу социально-политической и экономической обстановки в регионах. Такую задачу перед главой КГБ Валерием Вакульчиком поставил 13 ноября Президент.
По данным статистики, по количеству коррупционных преступлений лидируют государственное управление и здравоохранение, а также промышленность, строительство и образование.
Эта встреча с председателем КГБ и недавнее совещание о проблемах социально-экономического развития Могилёвской области, и посещение президентом Гродненщины… Всё это укладывается в контекст большого экономического совещания, на котором правительство и Национальный банк отчитывались об итогах работы. Впереди 2015 год. Его бюджет формируют с профицитом, то есть планируют доходы, которые должны превысить расходы. Вроде бы всё понятно, но удастся ли это на практике?
Непривычная картина для Дворца Независимости: министр сельского хозяйства и продовольствия Леонид Заяц в пустом зале задумчиво перебирает документы. В одиночестве. До встречи Президента с чиновниками, министрами, директорами крупных предприятий ещё добрый час, и почему глава аграрного ведомства снова и снова сопоставляет цифры и факты, станет понятно совсем скоро. Отчёт правительства Президенту о работе белорусской экономики станет, пожалуй, одним из важнейших событий этих месяцев.
Подобные отчёты – практика традиционная. А девять месяцев – тот самый рубеж, когда вполне реально подвести предварительные итоги и попытаться скорректировать ситуацию до конца года. Но цифры, увы, не в пользу правительства. Из десяти важнейших показателей зачёт можно получить только по одному. Многие экономические расчёты остались выполнимыми только на бумаге. Причём с некоторыми так уже не первый год.
Годовые прогнозные показатели, принимаемые правительством, – своего рода уровень, к которому страна должна не просто стремиться. Но и достигать. Вот, например, самый главный показатель – ВВП. Внутренний валовой продукт – это то, что мы произвели за год внутри страны для собственного потребления, экспорта или накопления. И 13 января этого года Совет Министров сообщил: ВВП за 9 месяцев должен составить 102,2%. Но… не получилось. Причём председатель Комитета госконтроля Леонид Анфимов ставит под сомнение и эту цифру.
Леонид Анфимов, председатель Комитета государственного контроля: «Работа провалена. Белстат не показывает, за счёт чего рост ВВП. Давайте вычтем дебиторскую задолженность и запасы продукции – то получим 99,5%».
Что же получается? Вроде бы предприятия усиленно работали над выпуском продукции, выполняя в том числе и другой важный показатель – по производительности труда. Но в итоге многие просто дозагрузили свои склады, а вот как продавать, не подумали. Спрашивается, кто за это в ответе? Разве руководители предприятий не должны больше думать о выручке, чем о собственном кресле? У некоторых, что и отмечалось на совещании, этот мыслительный процесс приобрёл довольно причудливые формы.
Для того, чтобы избежать ответственности за неэффективную работу, схем достаточно много. Например, в 2013 году активно использовалась такая технология: произвели товар здесь, в Беларуси, а потом перебросили за границу, в свои торговые дома и представительства. Получается красиво: и склад, вроде, разгрузили – не придерёшься, но и ведь деньги за продукцию не получили. Новый тренд этого года – схема под условным названием «утром – стулья». Предприятие продаёт товар зарубежному покупателю. И даже если у того нет денег расплатиться сразу и вовремя – не беда. Подождём, говорят директора, и предоставляют отсрочку. Сначала на 90 дней, потом её продлевают. Некоторые заводы и фабрики ждут своих денег до двух лет! Но ведь главное не это – главное, чтобы склад был пустым.
Вслед за такими неэффективными продажами захромал и экспорт. По этой позиции тоже невыполнение. Что уж говорить: в таких обстоятельствах да при таких схемах не каждый иностранный инвестор рискнёт вкладывать деньги в нашу экономику. В результате объём прямых иностранных инвестиций, а это тоже один из важнейших показателей, за 9 месяцев уменьшился. При всём этом на нынешний и следующий год приходится пик платежей по внешним заимствованиям. И сложность для финансовой системы как раз в том и заключается, что и долги надо отдавать, и снижать процентную ставку по кредитам. Иначе экономика рискует задохнуться.
Надежда Ермакова, председатель правления Национального банка Беларуси: «Среднегодовое значение курса – Br11400 за доллар. Продолжится снижение курса кредитных ресурсов до 20%».
Ставки стали опускаться уже через несколько дней. С 15 ноября по постановлению Нацбанка максимальный размер ставок по кредитам для юридических лиц снижается до 30,1% годовых.
О том, что разговор предстоит серьёзный, Александр Лукашенко дал понять ещё 5 ноября во время рабочей поездки в Могилёвскую область. Родной регион Президента с заданием не справился. За девять месяцев объём ВВП Могилёвщины упал на 5%. Экспорт уменьшился на 6%. Выросло число убыточных предприятий.
Главной причиной такой работы, по мнению Президента, стало бездействие местных управленцев, которые сетуют на недостаток свободы действий. И Александр Лукашенко выдал Петру Руднику карт-бланш – в течение 10 дней губернатор имеет полномочия заменить руководителей неэффективных предприятий. Хватило и недели: председатель облисполкома освободил от должностей генеральных директоров бумажной фабрики «Спартак», Могилёвского металлургического завода и «Бобруйсксельмаша».
В подобной смене руководителей есть резон. По крайней мере, есть надежда, что новые будут стараться изменить ситуацию к лучшему. Но, по итогам 9 месяцев, в убытках ведь не три предприятия в стране, а тысяча двести! Это число за последний год выросло в полтора раза. И было бы наивно полагать, что проблемы кроются лишь в неграмотном управлении. Советник Президента по экономике, доктор экономических наук Кирилл Рудый предлагает взглянуть на проблемы под другим углом. На совещании, кроме прочего, он выдвинул одно предложение. Если образно и коротко – это «денежная диктатура». Звучит несколько угрожающе, но смысл понятен – нужно срочно прекратить излишнее кредитование.
Кирилл Рудый, помощник Президента Беларуси: «Чтобы кредиты были доступными, ставка должна быть не выше рентабельности. Для промышленности – 10%. Значит, инфляция не более 9%».
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «Надо понимать, инвестиционная активность будет снижена, ВВП будет ниже 100%, и зарплата будет снижена».
Кирилл Рудый, помощник Президента Беларуси: «Снижение процентных ставок наоборот стимулирует инвестиционную активность. А снижение инфляции повышает реальные доходы».
Михаил Мясникович, премьер-министр Беларуси: «В первую очередь мы должны смотреть, чтобы было спокойно на валютном рынке».
Андрей Кобяков, глава Администрации Президента Беларуси: «Рудый прав в перспективе по инфляции, но за один год этого не сделаешь. Здесь прав Мясникович».
Владимир Семашко, первый заместитель премьер-министра Беларуси: «Здесь звучало, мол, надо сесть и не заниматься инвестициями. Наоборот, надо в кризис шевелиться. Надо ниши захватывать».
Такая пикировка мнений – явление довольно необычное для подобных совещаний. Собственно, не секрет, что в правительстве условно представлены два крыла. Титульные фигуры одного – премьер Мясникович, его заместители Владимир Семашко и Пётр Прокопович – выступают за модернизацию и финансирование госпрограмм. Крыло второе – глава Банка развития Сергей Румас, министр экономики Николай Снопков. Близок им и Кирилл Рудый. Эти экономисты – за приватизацию и сокращение госпрограмм, многие из которых, надо признать, не принесли должного эффекта. Чей же взгляд единственно верен? Или же истина где-то посредине?
Попробуем разобраться, чей путь, плановиков или рыночников, наиболее оптимален. Возьмём самые важные экономические позиции. Экспорт. Недостаточно активные продажи за рубеж команда Мясниковича парирует тем, что в России – а это наш основной торговый партнёр – серьёзно обесценилась национальная валюта. Выход – в девальвации, которая поможет нашим предприятиям снизить цену на продукцию и продавать больше. Но Беларусь это уже проходила в 2009 и 2011 годах. И нужно признать, серьёзных бонусов это не принесло. Приватизация. Блок «Румас-Снопков-Рудый» двумя руками за неё. Причём, не за осторожную, а ускоренную. Но свежа в памяти и пресловутая «огульная» приватизация в России в лихих 90-х. Её последствия ощущаются до сих пор. Каким будет КПД, если завтра всё взять и раздать? Развитие. Кабинет министров планирует модель развития лишь на пять лет, но успех ведущих мировых экономик доказывает обратное – горизонт планов нужно расширять на 10, 20, а то и 30 лет. Реформы. «Рыночники» предлагают достаточно серьёзные реформы, но аналитики прогнозируют вторую волну мирового финансово-экономического кризиса. Сможет ли Беларусь справиться с внутренними проблемами и противостоять внешним вызовам? Скорее, нет, чем да. Модернизация. Здесь команда Мясниковича не в выигрыше – чего стоит одна деревообработка. Аванс был выдан приличный, но дивиденды пока только на бумаге. Кредитная политика. Кирилл Рудый на совещании предложил сделать доступными кредиты – 10%. Но сможет ли предприятие, набрав денег даже под такую ставку, успешно их вложить и получить прибыль? Учитывая опыт последних лет, такое под силу, увы, не всем.
Так какую же модель, плановую или рыночную, выбрать для развития? Однозначного ответа на этот вопрос сегодня, пожалуй, не даст никто. Эксперты сходятся во мнении, что стороны должны, во-первых, признать несостоятельность некоторых своих проектов, во-вторых, договориться о сотрудничестве, чтобы, в-третьих, выработать совместный сбалансированный план действий.
Арсений Сивицкий, директор Центра стратегических и внешнеполитических исследований: «Я бы сказал, что необходимо комбинировать эти две модели. Действительно, для каких-то секторов планирование – это хорошо. Особенно для военно-промышленного комплекса. Но для других секторов экономики вот такое чрезмерное планирование больше вредит, чем помогает решению поставленных задач».
На совещании в Могилёве Президент подчеркнул: неэффективная работа чревата для региона безнадёжным отставанием. Но и у привычных лидеров, а к таковым можно отнести Гродненскую область, дела тоже обстоят не радужно. Совещание, прошедшее в 14 ноября в Гродно, в принципе, можно считать продолжением могилёвского и минского разговора. Слабая кадровая политика, недостаточное количество привлечённых инвестиций, приписки и неоправданные расходы при строительстве на селе.
Конечно, ситуацию в любой экономике могут спасти либо богатые залежи природных ископаемых, либо мощный поток инвестиций. Первого у Беларуси нет. За вторым на этой неделе чиновники отправились на Туманный Альбион.
Инвестиционные форумы Беларусь проводила не единожды. Нью-Йорк, Франкфурт, Лондон – всё это известные финансовые центры. Представлять здесь инвестиционные возможности страны и её экономики – логично и, наверное, необходимо. Но чем привлечь мировых бизнесменов? На фоне существенного обострения международной обстановки в восточно-европейском регионе важнейшим фактором представляется политическая и социальная стабильность Беларуси.
Аксель Фон Шуберт, президент JP Capital Investments Limited: «У вас фантастический потенциал. Я очень впечатлён возможностями Беларуси по привлечению инвестиций. Беларусь идеально расположена географически – близко к России и к Европе. Вы переживаете экономический бум в последние годы. И мы ждём участия Беларуси в крупнейших европейских организациях для дальнейшего роста и перспектив».
Обратите внимание – оценка авторитетного эксперта адресована нашему потенциалу. Его-то и надо реализовать. Но как? Не с помощью ли того самого сбалансированного подхода, на котором должны сойтись плановики и рыночники? Британско-белорусский деловой совет, решение о создании которого приняли на форуме, как о содействующей бизнесу и инвестициям структуре, не сможет работать на какое-то одно правительственное крыло или группу экономистов. Он может и должен работать на страну в целом.
Александр Михневич, Первый заместитель министра иностранных дел Беларуси: «Пришло время возродить этот совет, ведь он был уже когда-то. Но для этого нужно создать критическую массу компаний в Беларуси и в Британии, которые сказали бы господа министры и руководители, мы между собой хорошо сотрудничаем и развиваемся, но иногда возникают проблемы, которые мы между собой не всегда можем решить, подключайтесь!»
К лондонскому форуму подключились около 150 британских компаний. Формат «панельной дискуссии» позволил задавать напрямую любые не всегда удобные вопросы руководителям белорусской экономики. Одна из тем – санкции Евросоюза против Беларуси и России, но многие европейцы не видят в них препятствия бизнесу.
Хартли Бут, глава компании Ergofin: «Санкции Евросоюза не оказывают существенного влияния на Беларусь. Бизнес против санкций, он их не боится. 200 человек, которых коснулись эти санкции, не оказывают существенного влияния на инвестиционный климат в Беларуси, и об этом нужно открыто говорить европейским предпринимателям».
Джеймс Уилсон, директор делового Совета Беларусь – ЕС: «Беларусь сейчас может здорово выиграть от санкций против России. Напрямую продовольствие нельзя поставлять в Россию через третьи страны, но в Беларуси можно их перерабатывать, те же соки выжимать из фруктов, добавлять стоимость продукту, тогда отправлять на рынок России. Парадокс, но санкции иногда приносят и пользу».
Прежде чем найти консенсус с иностранными инвесторами и бизнесменами, нужно определиться – так какой должна быть белорусская экономика? И какова её движущая сила?На этот вопрос министр Снопков отвечал в Лондоне, но было видно – он всё ещё под впечатлением правительственного отчёта Президенту.
Николай Снопков, министр экономики Беларуси: «Если говорить о 2015 годе и дальше, то безусловно, драйверы экономического роста – это малый и средний бизнес. И инфраструктурный проект, который мы обсуждали только что – это белорусско-китайский индустриальный парк. Речь идёт о 5-6 технических укладах».
Будем объективны: на фоне своих соседей Беларусь демонстрирует пусть и небольшой, но всё-таки рост. В мировом рейтинге DoingBusiness, который измеряет условия ведения бизнеса, страна заняла 57-ю строчку из 189-и. Результат отнюдь не плох, но он мог бы быть выше.
Владимир Ковалкин, экономический аналитик: «Старый подход показал свою несостоятельность – мы живём от кризиса до кризиса, от девальвации до девальвации. И в этом плане нужно что-то менять. Но, понятное дело, перемены должны быть обоснованы и адекватны. Они не должны приводить к социальной напряжённости, они не должны приводить к тому, что большое количество людей окажутся без работы. Вот что очень важно».
Увеличение притоков валюты нужно ждать от большинства отраслей. Взять тот же аграрный сектор – свою главную задачу он выполнил, обеспечил продовольственную безопасность страны. В будущем году у белорусских экспортеров сельхозпродукции есть все основания рассчитывать на увеличение валютной выручки до намеченных 7 млрд долларов. И вполне закономерно министр сельского хозяйства и продовольствия рассчитывает, что часть этой суммы пойдёт на продолжение модернизации, а не на «проедание» в отрицательном понимании этого слова.
Как бы то ни было, рецепт правильной экономики в двух словах не опишешь. Это целый комплекс, сложный механизм. Но некоторые аксиомы рынка новейшая Беларусь уже вывела. Это подготовленный руководитель, у которого коллектив – команда профессионалов, от водителя автомобиля до топ-менеджера. Высокотехнологичное производство и разветвлённая сеть продаж. Отсутствие стереотипного мышления и вечного ожидания дотаций. В самом начале своей успешной карьеры Генри Форд говорил, что ни одно предприятие не может нести расходов, превышающих его доходы. Если вода выкачивается из колодца быстрее, чем туда поступает, то он быстро иссякнет. В белорусских реалиях колодец – государственная поддержка, на которую надеются слишком многие. Для того, чтобы этот колодец не иссяк, необходимо научиться рассчитывать на свои силы. И Президент отмечает: не надо разглагольствовать на тему, что Родина сделала для тебя. Лучше ответь на вопрос: что ты сделал для Родины?
Есть даже дискуссия в правительстве. И, наверное, это правильно. Но верно и другое – борьба мнений полезна только как основа для поступательного движения вперёд. Слишком многое поставлено на карту.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram