Доверие и репутация. Эти, казалось бы, нематериальные активы имеют очень высокую цену – материальную в том числе. Крупнейшая на Ближнем Востоке выставка вооружений IDEX. Как белорусские компании используют свою репутацию в борьбе за новые рынки?
Эти баталии на главной арене по количеству взрывов, выстрелов и спецэффектов больше напоминают голливудскую постановку, с той лишь разницей, что на площадке не актёры, а военные, а на дорогах и в воздухе – настоящие боевые машины. Зрители этого представления – самые влиятельные люди Персидского залива и лучшие мировые оружейники самого презентабельного военного салона Ближнего Востока.
Один раз в два года огромные выставочные площади в центре Абу-Даби напоминают гигантский гипермаркет оружия, в котором есть всё – от военной одежды и пистолетов до танков, самолётов и кораблей.
Главные посетители этого парада оружейных новинок – военные стран Персидского залива, одни из крупнейших покупателей вооружений в мире.
Игорь Садовский, руководитель «КБ Радар»: «Конечно, большой интерес проявляют хозяева. Страна богатая, страна находится в проблемном регионе. Страна хочет жить спокойно и, конечно, прилагает максимум усилий, чтобы это спокойствие себе обеспечить».
Чтобы понять, что такое мировой рынок вооружений, нужно взглянуть на эту таблицу (прим. ред. – см. видео). В ней – данные Международного института исследований проблем мира и конфликтов, расположенного в Стокгольме. По данным шведских специалистов, в 2015 году мировые расходы в этой сфере составили почти один триллион семьсот миллиардов долларов. Причём большую часть этой невероятной суммы формируют всего 15 государств планеты, серди которых хозяева выставки Объединённые Арабские Эмираты и их соседи Саудовская Аравия. Деньги огромные, и, конечно, конкуренция на этом рынке, как боевая схватка.
Валерий Гребенщиков – личность в оборонной промышленности широко известная. Это его компанию «Минотор – Сервис» Главнокомандующий, Президент Беларуси, приводил в пример, называя образцом приватизации. С нуля в полупустых цехах одного из производств МТЗ он создал коллектив, который не только может модернизировать любую броню на колёсах и гусеницах, но и составляет грозную конкуренцию мировым производителям бронированных машин.
Это «Сталкер», самая громкая разработка «миноторовцев». После её появления в военной лексике возник новый термин: разведывательно-диверсионная машина. Она способна работать за линией фронта, быть практически незаметной для радаров, инфракрасных и звуковых датчиков, при необходимости атаковать противника и стремительно уходить на свою территорию. В этот раз в Абу-Даби они с другой премьерой – десантный бронетранспортёр «Витим» – бездорожье, вода, полкилограмма тротила под колесом – ему всё нипочём.
Пожалуй, второй по популярности, после бронированных машин, сегмент рынка – это высокотехнологичное оружие.
Беспилотные аппараты – воздушные, наземные или морские, они способны вести разведку, перехватывать данные, нападать или обороняться и при этом не подвергать риску человека, который ими управляет. То есть, с другой стороны, возникает такой же спрос на защиту от современных беспилотных систем.
Главный идеолог белорусской радиолокации, глава отечественного «КБ Радар» Игорь Садовский в Эмиратах нарасхват. Разработки его конструкторского бюро в области радиоборьбы являются одними из самых передовых в мире.
«Гроза – С» – система, которая находится в обычном микроавтобусе и через считанные минуты готова спутать все планы воздушного противника: пересечение государственной границы, промышленный шпионаж или военная операция. «Гроза» может перехватить управление, увести незваного гостя в плен или выставить такой заслон радиопомех, что дроны просто будут падать на землю как листья.
Портативный вариант – радиоэлектронное ружьё, которое стоит только навести в сторону беспилотника и нажать на кнопку. Луч достанет воздушный объект на дальности в три километра. Отличный вариант для подразделений охраны и служб безопасности. Интерес к разработкам колоссальный.
Игорь Садовский, руководитель «КБ Радар»: «В ближайшие полгода наши специалисты будут работать в этой стране и в некоторых соседних странах. Это работа не по рекламе, а по проведению испытаний, а кое-где – по приёму и сдаче изделий».
Рядом уже и сами белорусские беспилотники, по соседству – отечественная оптика: интеллектуальные прицелы, которые высчитывают расстояние, делают поправку на ветер и давление и даже определяют географические координаты цели.
Белорусский «Шершень» жалит в самое сердце практически любую современную броню. На противотанковые ракетные комплексы, учитывая особенности современных конфликтов, вновь появляется спрос. И в мире, включая белорусов, есть лишь пять производителей похожего оружия.
При желании клиента такая ракетная система может быть смонтирована и на внедорожнике, утверждают дистрибьюторы этого белорусского экспоната. Однако первоочередной интерес к нему проявляют даже не военные люди. «Хунта», «Хаски» или Sayyad, что с арабского – охотник, у отечественной новинки «МАЗ-МАН» прошлого года, скорее всего, появится ещё не одно локальное название. Спрос на этот вездеход особенно высок среди жителей песков.
Ну и, конечно, любимцы местной публики – белорусские «Волаты» от Минского завода колёсных тягачей. Про выносливость и грузоподъёмность этих богатырей и про то, как местные шейхи заказывают такие автопоезда для перевоза своих гаремов, ходят легенды. И на МЗКТ их лишь подогревают, выпуская на рынок новинки. Совершенно новый экземпляр – двигатель катерпиллер, коробка автомат, независимая подвеска и 130 тонн рабочей нагрузки, это примерно три танка за одну поездку. В песках при экстремальных температурах такого больше не может никто в мире.
Константин Дубинчик, глава департамента маркетинга Минского завода колёсных тягачей: «Конкуренция, конечно же, есть, но подобной техники с такими характеристиками просто нет».
Система солдат будущего – когда боец через смартфон завязывает на себя управление всеми электронными системами, визоры Пеленга, которыми укомплектованы лучшие танки и бронемашины мира, уникальные системы управления войсками – даже к этой небольшой части белорусского ВПК – огромный интерес со стороны главных покупателей лучших мировых вооружений.
Цифры здесь действительно, как правило, не звучат, однако известно, что по итогам прошлой выставки оружейники заключили только прямых контрактов на 5 млрд долларов. А эксперты, которых здесь в эти дни огромное количество, уверены, что в 2017 году денег на вооружения мир потратит гораздо больше.
Участники выставки в Абу-Даби говорят: если вас нет на этой площадке, то и на рынке вооружений вас тоже нет. К смыслу этой фразы можно относиться по-разному, но мир действительно не становится спокойнее. И у страны, которая способна защитить себя своими руками, при помощи своих собственных разработок, гораздо больше шансов оставаться в стороне от реальных военных действий.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram