Редкая неделя проходит без сообщений о терактах в европейских городах. И если в прошлую субботу ЧП произошло в Париже, то на этот раз пострадали Лондон и Антверпен.
В Бельгии в четверг некий Мухаммед Р. пытался на автомобиле наехать на людей на торговой улице. К счастью, пешеходы разбежались, а злоумышленник был задержан. Однако днём ранее в Лондоне жертв избежать не удалось. Сценарий всё тот же: 52-летний британский гражданин Халид Масуд въезжает на Вестминстерский мост и направляет автомобиль на прохожих. В итоге четверо погибших и около пятидесяти раненых.
Лондон осмысливает произошедшее. Конечно, нельзя сказать, что теракт стал полной неожиданностью для британцев и, тем более, для спецслужб. 12 планов террористов были сорваны полицией за последние несколько месяцев, но 13-го предотвратить не удалось. И он дал понять Европе, что терроризм мимикрировал, изменился, приобрёл другие формы, методы борьбы с которыми ещё только предстоит разработать. Если это вообще возможно.
Пострадавших от теракта на Вестминстерском мосту могло быть куда больше, если бы местом нападения стал не охраняемый правительственный район, а торговая улица или переполненная туристами площадь. Террорист специально выбрал парламент (а Даунинг-стрит буквально за углом), чтобы показать – безопасности больше не существует нигде!
Нападавший 52-летний Халид Масуд, уроженец графства Кент, серьёзно напугал британский истэблишмент. Премьер-министра Терезу Мэй срочно эвакуировали из парламента, где она выступала в момент теракта, а сами депутаты оказались на несколько часов заперты в здании.
Тереза Мэй, премьер-министр Великобритании: «Террорист нанёс удар в самое сердце нашей столицы, где люди самых разных национальностей, культур и религий собрались, чтобы чествовать ценности свободы и демократии. Любые попытки сокрушить эти ценности обречены на провал. Мы будем двигаться вперёд, не поддаваясь ужасу и не позволяя голосам ненависти разъединить нас!»
Марк Роули, глава антитеррористического отдела Скотланд-Ярда: «Мы отменили отпуска и увеличили количество наших сотрудников на улицах, чтобы общество почувствовало себя спокойнее, и Лондон мог вернуться к нормальной жизни. Мы не должны допустить, чтобы террорист посеял в нашем городе раздор и страх».
Можно ли было предотвратить этот теракт и как не допустить такого в будущем – вот вопрос, который сегодня волнует спецслужбы и рядовых британцев. Ответа пока нет. Но на то, что превентивные меры должны быть гораздо жёстче и грамотнее, сейчас указывают многие аналитики.
Маркус Пападопулос, политический обозреватель, главный редактор журнала Politics First: «У меня ощущение безопасности, когда я в Минске. В метро, на улицах, на транспорте везде присутствует полиция, обеспечивается порядок. Вы не можете иметь всё сразу – полную свободу действий и права человека, и безопасность. Здесь, в Британии, большое значение придаётся свободе и неприкосновенности личности, но это влечёт за собой постоянную угрозу общественной безопасности, риск террористической атаки. И нам уже, наконец, следует понять – кое-чем надо поступиться, если мы не хотим жить в постоянном страхе. Если вы ничего не скрываете, ничего не затеваете преступного, я не вижу проблемы, если ко мне подойдут представители служб безопасности или полиции, зададут вопросы и проверят мои документы. Это делается в Беларуси максимально корректно и правильно».
По горячим следам лондонская полиция провела задержания нескольких подозреваемых к причастности к теракту. Однако погибших это уже не вернёт. Траурные митинги в память о жертвах теракта, живые цветы у парламента и много вопросов к властям по поводу безопасности и будущего британских городов. Вот что определяет настроение англичан в эти дни.
Соболезнования от имени белорусского народа и себя лично британскому премьеру Терезе Мэй, а также родным и близким погибших в результате теракта в Великобритании направил Президент Александр Лукашенко.
Подписывайтесь на нас в Telegram