Общенациональное телевидение

Около Лиозно на месте бывшего госпитального захоронения времен Великой Отечественной работают ученые и поисковики

Читать на сайте ont.by

Помнить всех. История судьбы одного бойца привела семью из России в белорусское Лиозно. Так, частный интерес помог обнаружить останки сотен погибших солдат. Сейчас на месте бывшего госпитального захоронения работают не только поисковики Беларуси и России, но и ученые. Это первый подобный опыт. О вахте памяти, где трудятся археологи и антропологи. 


Последнее письмо Николая Лашкова семья получила в феврале 1944-ого, дальше тишина – десятки лет он числился без вести пропавшим. О том, что погиб на подступах к Витебску, родные узнают только в 1980-х. Издадут книгу в честь героя. На мемориале в Лиозненском районе появится его фамилия. Но точная судьбу командира самоходки станет известна спустя почти 80 лет.         

Дмитрий Сидоров, представитель семьи Николая Лашкова: «11 февраля случился самый тяжелый бой, когда 2/3 полка потеряла своих бойцов. Николай уцелел в эти дни, но он был тяжело ранен в боях 3 марта под деревней Бондино-Мосино». 

В военных медицинских архивах нашли название госпиталя, куда доставили Николая Лашкова – от полученных ран скончался. После войны здесь уже проводили частичное перезахоронение, и спустя годы поисковики вернулись. Современная техника обнаружила на поле 30 ям с останками погибших солдат.    

Денис Арданов, участник вахты памяти «Альховик 2022»: «Они лежат в поле отрытом. Поле в лесу, болоте, и, когда их находишь, единственная цель – с достоинством их перезахоронить. Солдат, который погиб в годы войны».

Вахта памяти объединила поисковиков России и Беларуси, в том числе 52-ой отдельный специализированный батальон. Помогают и местные жители. Работать приходиться очень аккуратно, в одной могиле тогда хоронили до 15 человек.  

Сергей Алексеев, участник вахты памяти «Альховик 2022»«Очень плотно лежат бойцы, госпитальное захоронение, зима была. Видимо, тяжело было копать ямы, копали небольшие, и бойцов вот плотненько-плотненько».

За два дня подняли останки 17 человек. И по предварительным оценкам, это только десятая часть работы. На участке 30 на 40 метров, по архивным данным госпиталя, захоронено около 200 солдат. В земле ни формы, ни наград, ни жетонов, даже пуговиц нет. Ответы на многие вопросы помогут найти ученые из Москвы: археологи и антропологи.

Екатерина Осипова, научный сотрудник Центра палеоэтнологических исследований: «Помимо того, что мы работаем на подбор парных костей и установление индивидов, также я провожу биологовозратсные характеристики, устаналиваю примерный биологический возраст костных останков».

По крупицам ученые будут собирать ценные сведения. В архивах есть список всех, кто был захоронен в госпитале: рядовых и офицеров. В записях значаться и одиночные могилы, но пока находят только братские. Детальный план всех захоронений помогут составить археологи.

Серафим Шуляев, специалист Института археологии российской Академи наук: «Подобным образом еще никогда не копали ни Великую Отечественную, ни, насколько я знаю, Первую мировую. Обычно выкапывется яма, и в нее разные стороны выкапываются кости. Здесь мы совершенно четко можем их распределить по захоронениям. Здесь будут обнаружены все останки, которые здесь вообще можно обнаружить»

Дальше ученым и поисковикам останется сопоставить множество разных сведений. Возможно, среди этих могил и захоронение Николая Лашкова, которое ищет семья солдата. Что точно известно, обнаруженные останки будут со всеми армейскими почестями захоронены в братской могиле. И их имена будут увековечены на гранитных плитах – фамилии тех, чей подвиг бессмертен. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by