Общенациональное телевидение

Огромный зубр на трассе М1 станет ярче и приветливее. Корреспонденты ОНТ узнали, как поменяется знаменитый символ

Читать на сайте ont.by

Символу трассы М1 – огромному зубру – решили придать лоска. А может, это проклятье туриста? Как ни приедешь в Старый Свет, то Нотр-Дам в строительных лесах, то Саграда Фамилия! Но самого большого зубра Европы видно даже из-за леса. Илья Соболев разыскал тех, кому этот великан как родной.  


Мимо этого исполина на трассе Минск-Брест проехать сложно. Видно его издалека. На 250-м километре магистрали М1 находится… самый большой зубр Европы! Его популярности позавидуют многие звезды. Они и сами не прочь сделать селфи с хозяином Беловежской пущи. А сколько фотосессий каждый день на этом месте – и сосчитать сложно.

Памятник этому величественному животному – одна из главных достопримечательной Брестской области. Уже почти 20 лет зубр-гигант встречает и провожает гостей. Сейчас он переживает серьезную реконструкцию, но уже вскоре вновь предстанет во всей красе.

А пока, будто стесняясь, 30-метровый гигант прячется за строительными лесами. Но даже сейчас к нему не зарастает народная тропа. Рабочие относятся с пониманием, подойти к зубру и загадать желание разрешают всем.  

Руслан Ноздрин, главный инженер предприятия «БрестПромАльп»: «Людей много подходит, тут и студенты, и спортсмены подходят вот просто прикоснуться. И перед экзаменами, и перед соревнованиями, поэтому он для всех знаковый в определенном смысле».

Каждый, кто работает на объекте, отмечает: у зубра своя, особая энергетика. Он больше, чем просто памятник. Местные даже поведают – у царя белорусских зверей есть мама, Тамара Новаш. Будучи главой Петковичского сельсовета, она бережно заботилась о лесном госте, чтобы тот всегда был опрятным и ухоженным.

Тамара Новаш, бывший председатель Петковичского сельсовета: «Это у нас самая высокая точка, для местных жителей зубр конечно стал и символом, и оберегом. Они по-доброму называют его наш зубрик… нас стали узнавать, ведь деревенька просто пряталась за трассой, а тут вдруг такой исполин, стали сразу знаменитыми».

Но как вообще создавали такой уникальный объект? В этой истории много интересного. 2003 год. В преддверии фестиваля «Дожинки» местные власти захотели удивить гостей. Не только аграрными достижениями. 

Иван Карват, бывший глава комитета архитектуры Брестского облисполкома: «Губернатор поехал в зарубежную поездку – в Испанию. А вы знаете, что в Испании по многим дорогам стоят их символы – эти бизоны. Приехал сюда и сказал, мы будем ставить зубра. Чтобы определить масштаб. А потом начали делать поиск масштаба и высоты этого зубра».

Вот только на этом могла быть точка. За такой проект не брался ни один завод, говорили – нереально. Не испугались в Пинске на судостроительном. И ведь на все про все было – не больше полутора месяцев.

За десятки лет работы для Веры Секушиной такой внушительный объект – самый яркий эпизод. Инженер-конструктор контролировала изготовление деталей в цехах, чтобы все строго по чертежам. Впервые судостроители столкнулись с проектом не по профилю. Однако новый вызов по-настоящему сплотил коллектив.

Вера Секушина, инженер-конструктор Пинского судостроительного завода: «Были задействованы буквально все, и работали мы до 8-9 часов вечера – световой день. Интересно было, и вот какой-то подъем был у людей, никого не нужно было заставлять, все прониклись просто и работали с удовольствием».

Даже в богатой истории Юрия Шаха, на счету которого строительство пассажирских теплоходов, паромов, внушительных металлоконструкций, возведение зубра – стало особенным заданием. 14 частей, 70 тонн металла, – задача не из легких, но идея стоила того. 

Юрий Шах, судосборщик Пинского судостроительного завода: «Так наша ж область с Минскою як бы на границе. Я часто езжу тоже ж посмотреть. Интересно самому, да и дети мои ездят, кто строил, кажу – дед строил».

Кстати, едва появившись в деревне, зубр сделал доброе дело. Устанавливая памятник, пришлось снять большой слой земли, который пригодился при строительстве местного храма. Сколько раз железный исполин становился героем газетных полос – и не счесть. Но Тамара Новаш до сих пор бережно хранит все статьи, где есть упоминания о ее зубрике.

И теперь трепет и волнение почти такие же, как 20 лет назад. Работы идут уже третий месяц. Железный исполин преобразится и внутри, и снаружи. Каким предстанет после обновления и не утратит ли свою магическую притягательность? 

Говорят, его силуэт хорошо виден и за 15 километров! Но вскоре достопримечательность региона станет еще заметнее.

Сергей Мазуро, директор Барановичского районного ЖКХ: «Зубр станет намного ярче, намного приветливее, он ранее был однотонного цвета, теперь заиграет разными красками, изменится подсветка. В общем, зубр наш омолодится и будет дальше радовать глаз всем гостям».

Ждать осталось не долго. Рождественские и новогодние праздники главный зубр страны встретит в новом облике. Кстати, памятники животным есть и в других регионах. Заметные, но не такие огромные. Могилев невозможно представить без львов, в Бобруйске, конечно же, бобр, в Солигорске есть скульптура крота, а в Гомеле – рыси. Но все-таки гигант на трассе М1 – первый в топе всех туристических гайдов. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by