По сути, вся деятельность человека (и экономическое развитие в том числе) нацелена на удовлетворение потребностей.
Помните пирамиду психолога Маслоу, где на вершине размещены потребности духовные, а в основании – физиологические, а также стремление чувствовать себя в безопасности. Это основа и базис комфортной жизни, но острее всего ценность мира и безопасности ощущается там, где ещё недавно была война и рвались снаряды. Это может подтвердить наш корреспондент Константин Степанец, который только что вернулся из Ирака, куда белорусские телевизионщики попали впервые после войны. Территория этой страны изрезана глубокими шрамами, которые оставили военные действия. Сегодня её жители стараются наладить мирную жизнь.
Таким Багдад больше всего и запомнился: из окна автомобиля. Однако даже так разрешают снимать далеко не везде. Первое, что бросается в глаза: иракская столица – город невысокий. Население в четыре раза больше Минска, а площадь – и того больше, ведь живут в двух- и трёхэтажных домах, которые вплотную прилегают друг к другу. Причём дома вполне могут соседствовать с руинами (всё вперемешку).
Широких проспектов совсем немного, зато небольших улочек хоть отбавляй. А ещё город местами напоминает крепость. Порой, улица – это узкий коридор в обрамлении стен из больших бетонных блоков с колючей проволокой наверху. Движение по таким коридорам иногда ещё и специально замедляют, приходится петлять. Конечно, такие меры вовсе не для того, чтобы осложнить работу белорусским журналистам.
Война и большая политика здесь чувствуются буквально повсюду. К примеру, в Багдаде самое большое американское посольство в мире (около двух тысяч человек). Вместе с тем отношение к американцам явно негативное. Карикатуры на Трампа в размере два на полтора говорят об этом более чем красноречиво. Где ещё такое увидишь. А здесь – на одной из главных улиц.
Центр города – площадь Тахрир. С переводе с арабского – освобождение. Не путать с площадью Тахрир в Каире и Дамаске. Дело в том, что название в арабском мире довольно распространённое. Примерно, как у нас, площадь Свободы. В полдень здесь немноголюдно: под сенью деревьев отдыхают солдаты VIP-полиции (как они сами представились) и дети. Пока было попрохладнее, они мыли машины, теперь вот прячутся от жары. Есть среди них и «сури» – беженцы из Сирии, ведь на две страны беда одна – ИГИЛ. Правда, здесь используют не эту аббревиатуру, а другую – арабскую – «Даешь».
Конечно, заметно, что и сейчас в Багдаде далеко не всё спокойно: периодически кое-где слышны выстрелы. Буквально на всех улицах через каждые несколько километров стоят КПП. Причём это не только иракская армия, но и частные охранные структуры. Все они следят за порядком и готовы дать отпор террористам буквально в любую минуту, но снимать их, конечно же, нельзя. И на фоне всего этого происходит мирная жизнь, свойственная большому городу. К примеру, пробки здесь, как и везде: с 7 до 9 утра, ну, и в обед, конечно же.
Отель «Вавилон». Именно здесь в четверг проходил дипломатический приём в честь Дня Независимости Беларуси. Взрывы гремели тут дважды в 2010-м и 2015-м. Теперь меры безопасности, какие вряд ли увидишь где-либо ещё. На камеру снимать нельзя, но если очень хочется, то можно, только незаметно и на телефон.
Охраняют отель не военные, а международные наёмники из К9. Вся процедура проезда к зданию занимает около четырёх минут. На входе – Hummer с пулемётом. Дальше – длинный коридор. Если машина заминирована, он должен погасить взрывную волну. Во время досмотра бомбы ищут и в багажнике, и даже под капотом. Собаки также натасканы именно на взрывчатку. И только после этого – личный досмотр (таблички гласят, что его лучше проходить без пистолетов и бронежилетов).
К вечеру в отель съезжаются гости. Приём, посвящённый нашей стране, проходит здесь впервые за 15 лет, поэтому и внимание к нему особое. Об этом говорит и красная дорожка, и высокий статус гостей: представители правительства и деловых кругов Ирака, руководители дипмиссий, аккредитованных в Багдаде, причём не только с Ближнего, но и с Дальнего Востока, из ЕС и Америки. Для них это дань уважения к нашей стране.
Для самих иракцев контакт с Беларусью не просто формальная дружба. Беларусь у них ассоциируется, прежде всего, с мирной жизнью, которой здесь так не хватает. Именно её, в широком смысле и собираются импортировать из нашей страны.
Говорят, что не за горами и третий рейс в неделю. В прошлом году Беларусь посетили около шести тысяч иракских туристов. В нынешнем будет больше. Да и не только туристов. Ведь для товарооборота (он в прошлом году составил более четырёх миллионов долларов) важны, прежде всего, бизнесмены.
Андрей Савиных, Чрезвычайный и Полномочный Посол Республики Беларусь в Турции и Ираке по совместительству: «Мы выработали достаточно продуманную стратегию развития наших контактов. Она базируется не на каких-то формальных мероприятиях, а на создании системы, которая позволяет увеличивать интерес людей друг к другу. Мы приглашаем иракских бизнесменов к нам на выставки, чтобы они могли лучше понять, какие товары Беларусь может поставлять в Ирак. Мы планируем открытие здесь белорусского павильона, где будут представлены белорусские товары для бизнесменов, которые в основном работают в Ираке».
Некоторые интересные иракцам товарные позиции уже известны. Это, прежде всего, медпрепараты. В Ираке уже аккредитованы четыре наших фармпредприятия. Белорусские производители детально изучают спрос.
Тракторы, кондитерские и швейные изделия, продукция деревообработки – всё это, несомненно, будет востребовано в стране, которая постепенно возвращается к мирной жизни.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram