Новые горизонты сотрудничества открываются перед Беларусью и Египтом, а в основу совместного плана должны лечь экономика и оборона. Сегодня, во второй день официального визита, Александр Лукашенко провёл в Каире несколько встреч и принял участие в белорусско-египетском деловом форуме. Партнёры договорились сформировать дорожную карту сотрудничества, и сегодня обсуждали, чем наполнить эти договорённости.
Твёрдый уверенный шаг. Как скажет сам гендиректор Минского тракторного, именно так они прорывались на египетский рынок. И зачастую договаривались не в кабинетах, а буквально на сиденье в кабине трактора. За неделю завод открыл в Александрии обновлённое сборочное производство и подписал годовой контракт на поставку техники в Египет. 20 миллионов долларов.
Фёдор Домотенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «Мы создали за последний год торговый дом. У нас 71% акций. Наши партнёры организовали производство, сделали проект. И в следующем году реальный объём поставки комплектов от 1500 до 2000 единиц».
Выставка техники – демонстрация возможностей белорусских машиностроителей. Берите! Привезли самое лучшее. 7 моделей тракторов, 7 моделей грузовиков – 14 единиц техники представили здесь белорусские заводы МТЗ и МАЗ. И вот за такой привычной для нас картиной – мол, техника и техника – скрывается важный нюанс. Никогда ещё ни МАЗ, ни МТЗ не делали столь надёжную технику. Здесь заложен максимальный коэффициент прочности. Всё дело в том, что климатический пояс Египта достаточно агрессивный – температура здесь доходит до +40°C. Минские инженеры учли природный фактор и предусмотрели в конфигурации всевозможные системы защиты. Местные специалисты все технические характеристики машин знают прекрасно – не первый год работают с «Беларусами».
Абдалла Холи, главный инженер компании-дилера МТЗ «ММ групп»: «Минский трактор будто бы сделан для египетских земель. Он очень хорошо работает, вопросов нет. Вообще ваши тракторы на египетском рынке очень хорошо знают. Он и работает, и запчасти есть, и обслуживание. Это очень надёжный трактор».
И если перспектива Минского тракторного просматривается достаточно отчётливо, то у Минского автомобильного пока не всё так радужно. Придётся навёрстывать упущенное – в прошлом году открыли представительство. Впереди – новый этап.
Дмитрий Катеринич, генеральный директор Минского автомобильного завода: «Перспективу видим в поставке тягачей, строительной и специальной техники. Мы намерены создать два сборочных производства. Прорабатываем вопрос с двумя предприятиями».
Сегодня же МАЗ заключил ещё один договор на поставку техники в Египет – на миллион долларов. В эти дни в Каире машиностроителей в белорусском бизнес-представительстве больше других. «Гомсельмаш», «Амкодор», «Салео», «БелАЗ». У жодинцев, кстати, прошли самые тяжёлые переговоры.
Константин Рыльцов, заместитель генерального директора предприятия «БелАЗ»: «Да, переговоры были тяжёлые, но в рамках форума удалось достичь соглашения на поставку для египетского рынка пяти машин грузоподъёмностью в 45 тонн на общую сумму чуть более миллиона долларов. Поставка будет до конца года. Прорабатывается вопрос ещё нескольких соглашений, думаю, вопрос решится в течении двух-трёх месяцев».
С посещения выставки начался бизнес-форум и для двух президентов. Вместо 15 протокольных минут образцы рассматривали час. Интерес к технике у египетского президента отнюдь не праздный. Глава арабской республики – человек военный и в своё время командовал механизированными бригадами. Разговоры о возможностях Александр Лукашенко и Абдель Фаттах аль-Сиси продолжили уже в кулуарах. А выйдя в зал, объяснили, что оставили в стороне политику и просто договаривались.
Абдель Фаттах аль-Сиси, президент Египта (перевод): «Дамы и господа! Прошли прогрессивные этапы в наших отношениях. Мы договорились вчера с Президентом, что состоится новая сессия между нашими странами по поддержке двустороннего сотрудничества в разных областях и кроме этого надо найти новые возможности. Область промышленности – главная в этом списке возможностей, и мы приглашаем белорусский бизнес делать большие усилия для модернизации нашего сельского хозяйства. Правительство будет стимулировать бизнес и поддерживать. Мы ждём вас».
При такой политической поддержке экономические проекты получат дополнительный стимул. Первые итоги бизнес-форума для 22 ведущих компаний из Беларуси – и больше всего контрактов у тех же машиностроителей. Некоторые не только заключили договоры на поставку, но и задумались о собственных заводах в Египте.
Надежда Лазаревич, первый заместитель генерального директора холдинга «Салео»: «Для нас рынок очень актуален… Подписали соглашение по сборке в Александрии».
Артём Кумпяк, заместитель коммерческого директора предприятия «Амкодор»: «Мы делали маркетинговое исследование этого рынка. Мы будем заключать контракт на сборочное производство техники в городе Каир и городе Александрия».
Но самый привлекательный контракт, пожалуй, у предприятия «Бел-Экполь». Оно 25 лет занимается технологиями очистки воды – для Египта это проблема №1. Так что денег на белорусские технологии жалеть не будут.
Иван Ракевич, директор предприятия «Бел-Экполь»: «Около четырёх тысяч очистных сооружений надо строить. Они видели, как это работает в Беларуси, и это устраивает. Вот мы смотрели аналог у них. Три тысячи кубов – это 3 миллиона долларов. Начинаем мы с очистных в 25 тысяч кубометров».
Всего интерес к форуму проявили более четырёхсот египетских компаний. Есть договор и у пищевиков. Агрокомбинат «Дзержинский» в ближайшее время повезёт в Африку мясо птицы. На несколько миллионов долларов. В целом бизнес-форум признан удачным.
Владимир Улахович, председатель Белорусской торгово-промышленной палаты: «Форум можно назвать историческим, такого масштаба у нас не было никогда. Мы очень серьёзно заходим на машиностроительный рынок. Целый шаг вперёд, и контракты долгосрочные. Пока поставки может и незначительны, но это только начало. Производственная кооперация. Египет – ведущая арабская страна. Это наши потенциальные потребители и клиенты».
Второй день официального визита в Египет отметился и переговорами на высшем политическом уровне. Во время встречи с премьер-министром Шерифом Исмаилом Александр Лукашенко подчеркнул, что все проблемные вопросы обсуждены, а впереди – долгая работа.
Ещё одну форму сотрудничества – парламентскую – Александр Лукашенко детально обсудил с председателем египетской палаты представителей Али Абделем Алемом. Во второй половине дня президентский лайнер вылетел из Каира и взял курс на юг, в соседний Судан.
Подписывайтесь на нас в Telegram