Общенациональное телевидение

Однажды в ноябре

Читать на сайте ont.by

Туманные ноябрьские дни не помешали киноманам – как профессионалам, так и любителям – насладиться  лучшими  фильмами года на XXV Минском международном кинофестивале  «Лістапад».  Заключительный показ и церемония закрытия прошли в пятницу вечером в кинотеатре «Москва».

После миллиона терзаний жюри отдало главный приз румынской ленте «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары», а зрители лучшим назвали фильм «Юли» (Испания-Великобритания-Германия). 

Впрочем, номинаций и призов  на фестивале гораздо больше. 

Место встречи белорусского и международного кино вот уже 25 лет изменить нельзя. В аппаратной одного из старейших столичных кинотеатров ещё помнят, как справлялись с ленточными бобинами на первом «Лiстападзе». Участники фестиваля высылают ценные бандероли с жёсткими дисками и вуаля! Лучшие  фильмы мира – на белорусском экране. 

Игорь Сукманов, программный директор кинофестиваля «Лістапад»:  «С усилением борьбы с пиратством  эти файлы открываются только в определённое время, это, на самом деле, сложная процедура, она держит нас в лёгком напряжении».

167 картин, 55 стран. Целую неделю более 10 раз в день приглашают смотреть умное и глубокое кино. Элита мирового кинематографа не просто показывает, а хочет видеть и слышать мнение каждого зрителя.

Наталия Мещанинова, режиссёр (Россия): «Вокруг нашего фильма велись целые баталии. Нам пришлось передвинуть прокат, потому что продюсерам было важно оказаться здесь. Ты встречаешься со зрителями глаза в глаза. Когда ты общаешься вот так с публикой, когда есть показ плюс обсуждение, есть ощущение, что твой фильм долго живёт. Во-вторых, ты точно понимаешь, как его воспринимают люди».  

Глубоко погружаться в тему и искать героев, которым не нужно играть роль. Это только один из принципов работы Натальи Мещаниновой. Сценарист известной драмы о враче «Аритмия» и режиссёр сенсации «Кинотавра» «Сердце мира». Ленту о мире животных и людей отметили спецпризом Президента Беларуси «За гуманизм и духовность в кино». 

В этом же фильме – и лучшая мужская роль. На площадке Степан Девонин учил шестилетнего коллегу плакать с помощью слёзного карандаша и что есть сил старался не играть.  

Степан Девонин, актёр (Россия): «Мне было интересно сделать персонажа, коим я не являюсь. Главный принцип – делать по максимуму, а там уже пускай режиссёр монтажа разбирается». 

Семь бригад экспертов всматривались в идею, концепцию, творческие методы и даже искали «умную провокацию». 

Юсуп Разыков, режиссёр, председатель жюри основного конкурса игрового кино (Россия-Узбекистан): «Если в хорошем смысле, я только за провокации. Попробуйте рассказать историю Медеи. Она будет выглядеть как провокация. Это история о женщине,  которая убила своих детей. На самом деле это история о попранном женском достоинстве. Сама провокация ничего не решает, нужно, чтобы она стала  предметом искусства».  

Дьёрдь Карпати, председатель Международного жюри кинопрессы «Фипресси» (Венгрия): «Я отмечу высокий уровень организации, невероятное гостеприимство, ни единой проблемы с субтитрами, профессиональный и шикарный подбор картин».

Участники приезжают в Минск не только вдохновлять, но и вдохновляться и собирать материал для новых картин. Японка Нанако Хиросэ свой фильм начала снимать после того, как в Тихом океане произошло землетрясение. А теперь изучает особенности семейного устройства в разных странах. 

Нанако Хиросэ, режиссёр (Япония): «Находясь в Японии, посмотреть на мир с другого ракурса нельзя. Я немного закрылась в себе после трагических событий. А теперь открываюсь миру и мир для себя». 

А вот обладатель спецприза жюри тайский режиссёр Пхуттипхонг Арунпхенг интересовался, насколько сложно получить финансирование для своей картины. Он восемь лет собирал деньги на то, чтобы в свои 48 снять первый полнометражный фильм о беженцах рохинджа. Премьеру месяц назад отметили на  Венецианском кинофестивале.

Пхуттипхонг Арунпхенг, режиссёр, обладатель спецприза жюри конкурса игрового кино «Молодость на марше»  (Таиланд)«После награждения я побывал уже на 10 фестивалях в разных странах, и это невероятно! Если бы не снял фильм, вряд ли моя жизнь так изменилась». 

И символично то, что получать Гран-при «Лicтапада» «За лучший фильм» вышел не режиссёр – он сейчас в качестве жюри в Салониках – а продюсер. Чью роль в кинопроизводстве нельзя недооценивать. Ведь в сценарии картины с громким названием «Мне плевать, если мы войдём в историю как варвары»  увидел творческие, и финансовые перспективы.   

Валентино Рудольф, продюсер  фильма  «Мне плевать, если мы войдем в историю как варвары» (Румыния): «Конечно, не будет средств, не будет фильма. Но! Роль продюсера важна не поэтому. Его главная миссия –  поверить в идею режиссёра, боготворить его. Только тогда картина прогремит! И хоть лента получила главный приз, я всё же уверен, что наш лучший фильм ещё не снят». 

Нашумевший фильм «Хрусталь» белоруски Дарьи Жук, первый с 96 года номинант на «Оскар» от нашей страны, остался без наград. Зато с багажом ушли гости индустриальной платформы. Истории выпускницы Гарварда и Колумбийского университета – о работе в США и «оскаровской кампании». 

Дарья Жук, режиссёр (Беларусь)«Конечно, это всё очень дорого. Мы нашли PR-агента, который сейчас организовывает показы в Лос-Анджелесе. И это огромной кусок работы. То есть этот фильм – работа на полную ставку для меня несмотря на то, что премьера была в июне, и я уже готовлюсь работать над новыми проектами». 

Мара Тамкович, режиссёр (Беларусь): «Мы не можем здесь конкурировать с европейским кинематографом, не можем снимать блокбастеры, мы должны снимать фильмы о своей истории». 

Премию «Оскар» невольно вспоминают и на «красной дорожке». Оказывается, это не единственное, что может объединять события. 

Фестиваль – это не только повод посмотреть десятки фильмов, но и возможность увидеть все стороны кинопроизводства. А также узнать, что было за кадром и совсем скоро будет на съёмочных площадке. Ведь именно в кулуарах рождаются новые творческие команды и идеи, за реализацией которых скоро будем наблюдать в качестве зрителя.

И каждому автору важно то, что остаётся в сердце зрителя после просмотра фильма. И ярче, чем слова о фестивальном вдохновении, только сама жизнь.

Создавая первые кадры своего семейного фильма, последнюю «лістападную» картину Злата и Егор так и недосмотрели, в отличие от других лент. 

Злата Спиридович: «Мой молодой человек сделал мне предложение! Все соседи рядом подумали, что это фильм начинается. У меня нет слов, град слёз, эмоций».

Егор Павлюченко: «Фильм нашей жизни будет счастливый. До этого хотел сделать предложение, но не знал как. Последние два года не пропускали ни одного киносеанса «Лiстапада», и эта идея возникла моментально». 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by