Общенациональное телевидение

Новая система регулирования цен: что это значит для производителей, импортеров и торговых сетей?

Читать на сайте ont.by

Новая система регулирования цен на товары в действии. Это реакция на сложившуюся на потребительском рынке ситуацию. Выстроена система мониторинга по всей цепочке – от завода до прилавка. Что это значит для торговли, импортеров и производителей?


370 товарных групп, порядка 90% продукции. Это практически вся потребительская корзина. И ее касается постановление. Исключение – алкоголь, табак, лекарства и топливо. На такую продукцию распространяются другие нормативные акты, включать их было бессмысленно. По такому же принципу не затронуты услуги. Например, ЖКХ, транспорт, образование.

Алексей Богданов, министр антимонопольного регулирования и торговли Беларуси: «Все эти меры, они в той или иной степени действовали на рынке. Мы просто действия распространили на более широкий перечень товаров, которые входят в потребительскую корзину. С точки зрения того, что произойдет. Что как будто бы с завтрашнего дня собирались цены повышать? Нет. Никто и до этого не сдерживал. Поэтому никакого смысла говорить о том, что у нас будет коллапс на рынке или что-то пропадет с полки – абсолютно не ожидается».

Введены предельные надбавки для импортеров и внутренней торговли – от 15% до 60%. Повышение отпускных цен – только по согласованию с госорганами. Есть и ограничения по бартеру. С 1 января такие сделки без разрешения можно заключать только внутри холдингов или на экспорт. Все остальное – с согласия властей. В Союзе розничной торговли уверены, что сети выполнят все требования по ценовой политике. Новое постановление не вызовет шока на рынке.

Наталья Шаблинская, глава Ассоциации розничных сетей Беларуси: «Позиция торговли – не сбавлять оборотов. Мы должны остаться экономически устойчивыми в любой ситуации. За нами люди стоят.  Я про исполнительскую дисциплину ритейла – участников организованного рынка никаких сомнений не имею. Мы любим белорусских производителей. Мы любим белорусский товар. С ним нет вопросов, кроме одного. Дайте то, что хочет покупатель».

Сейчас доля белорусских продовольственных товаров – порядка 77%. Непродовольственных – более 40%. Многолетняя негативная тенденция в сравнении с импортом сломлена. Но по новому постановлению запрещается платить бонусы и другие вознаграждения за продвижение отечественных товаров в сетях. И власти не считают, что это вызовет активное лоббирование импорта. Нет никаких барьеров для партнеров по ЕАЭС. Документ конкретно для внутреннего рынка. Он зрел давно. Главный посыл – равные условия для всех субъектов розничной сети, искоренение посредничества, доступные цены, справедливость.

Алексей Сокол, генеральный директор предприятия «ЦУМ Минск»: «Упорядочит процесс ценообразования. И будет для нашего потребителя понятна цена в любом торговом объекте. То, что касается нас, у нас никогда не применялись максимальные, завышенные торговые надбавки. Мы всегда еще в нашей рекламе говорим: центр честных цен. Плюс скидки, дисконтные программы у нас работают. То есть для нас существенно ничего не поменяется, ни в ассортиментной политике, ни в ценообразовании».

У некоторых производителей есть вопрос: как понять, что является новой продукцией, а что новым видом старой. Ведь от этого зависит отпускная цена. На новые позиции она формируется по-другому. У Госстандарта свой ответ. На примере молока. 

Наталья Яковлева, заместитель директора по информационному обеспечению Белорусского государственного института стандартизации и сертификации: «Если предприятие не изготавливало молоко и начало это делать, то для этого предприятия будет конкретно новая продукция. Если же предприятие производило молоко и начала выпускать, допустим, молоко новой жирностью 0.5%, то это вид и не является новым товаром».

Все новшества по итогам предложений рабочей группы, которая также мониторила как крупные сети, так и магазины в шаговой доступности. Итоги рейдов таковы – не все сети соблюдают правила «игры», грубые нарушения фиксируются. По материалам Комитета госконтроля прокуратура возбуждает уголовные дела. Их уже 41. Под стражей 16 человек. Один из последних случаев – директор по коммерческим вопросам аптечной сети. 

Сергея Куратник, заместитель прокурора Минска: «Ему инкриминировано бездействие должностного лица. Достоверно зная о требованиях директивы главы государства, не организовал ее исполнение. Это привело к переоценке стоимости товаров в 11 аптеках в сторону увеличения розничных цен не менее чем на 65 ассортиментных позиций».

По новым принципам работать нужно почти немедленно. У бизнеса пять дней, чтобы привести цены в соответствие. В МАРТ говорят, участникам рынка нужно задуматься и перенести груз ответственности с граждан на себя. Оптимизировать бизнес-процессы, снизить затраты, а не повышать цены.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by