Александр Лукашенко говорил о том, что не драматизирует ситуацию с ориентацией Кишинёва на Евросоюз. В самом деле, для сотрудничества гораздо важнее экономическая стабильность и политическая предсказуемость. А вот этим, к сожалению, пока не может похвастать государство, которое является соседним и для Беларуси и для Молдовы.
На уходящей неделе Верховная рада Украины приняла два очень важных решения. Во-первых, была назначена дата проведения выборов в местные органы власти. Они состоятся 25 октября и пройдут на всей территории Украины, за исключением – цитата: «оккупированных территорий Донецкой и Луганской областей», а также – снова цитата: «аннексированного Россией Крыма». В Донецке и Луганске выборы тоже состоятся 25 октября, только регламентировать их будет другой документ, который устанавливает особый порядок самоуправления на этих территориях.
И второе решение. Оно касается поправок в Конституцию Украины, о которых шла речь на переговорах в Минске в феврале этого года. Это важно. Это одно из условий достижения мира на Донбассе. Так вот, Рада после бурных дебатов и после заверения президента о том, что ни о какой федерализации страны речь не идёт, поддержала внесение этих поправок.
Радикал Ляшко дирижирует хором депутатов. А это уже сам пан президент затягивает украинский гимн. Пафосные речи, овации зала и, по традиции, немножко рукопашных боёв. В минувший четверг эмоции в Верховной раде били через край: украинский парламент запустил процесс конституционной реформы.
Ещё в начале июля документ попал в Раду из президентской администрации и уже был одобрен Венецианской комиссией. Но с рассмотрением законопроекта парламент все затягивал – уж слишком много было споров. Петру Порошенко пришлось лично приехать на заседание. А в кулуарах в это время хлопотала и убеждала поддержать законопроект небезызвестная Виктория Нуланд – помощник госсекретаря США по делам Европы и Евразии. Та самая, что в декабре 2013 года раздавала печенье и бутерброды активистам на Майдане. Многие депутаты заявляли – на них оказывалось беспрецедентное давление. Но в итоге 288 парламентариев всё же проголосовали за проект изменений в Основной закон. Нововведения касаются децентрализации Украины. И ни в коем случае не федерализации, – как неоднократно подчёркивал Пётр Порошенко.
Предлагается изменить административно-территориальное деление Украины. Упразднить области. Общины объединить в районы, а те, в свою очередь, – в регионы. Ввести новую должность префекта, который будет назначаться лично президентом по представлению правительства. Некоторые эксперты уже высказались, что при таком раскладе децентрализацией власти в Украине, как говорится, и не «пахнет». Префект будет иметь право заблокировать любое решение на местах.
Юрий Гаврилечко, эксперт Фонда общественной безопасности: «Порошенко предложил передать всю исполнительную власть себе. Местного самоуправления де-факто не будет, у них не будет никаких полномочий, которые они смогут реализовать».
Но даже не это стало главной загвоздкой при обсуждении законопроекта. Пётр Порошенко настаивал, что изменения в Конституцию нужны, в первую очередь, для выполнения Киевом Минских соглашений. 12 февраля на переговорах в белорусской столице Украина действительно взяла на себя обязательства до конца 2015 года провести реформу Конституции и принять поправки, в которых был бы учтён «особый статус отдельных районов Донецкой и Луганской областей». Но закреплять специальный статус Донбасса (в Конституцию) депутаты отказывались наотрез. Формулировку пришлось смягчить. В Переходных Положениях речь идёт «об особенностях самоуправления», специальном законе для Донецка и Луганска. И именно этот пункт, говорят политологи, так интересовал Запад.
Михаил Павлив, директор Фонда гуманитарных стратегий: «И Европа, и США очень устали от украинского кризиса. Слишком много других горячих точек и других проблем, чтобы заниматься ещё и Украиной. Её глубокой проблематикой не только на высшем уровне, но и на административно уровне. Потому что нынешняя власть демонстрирует неспособность к функционированию эффективному. На самом деле никакого спецстатуса не предоставляется. Создана очень хрупкая конструкция, которая легко сносится. Фактически это симулякр, но это вынужденная мера в движении по Минскому алгоритму».
Принятие законопроекта поддержали в США и Евросоюзе. А вот лидеры самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик остались крайне недовольны полумерами и требуют от украинских властей полноценного спецстатуса для Донбасса.
Игорь Плотницкий, глава Луганской народной республики: «Зря госпожа Нуланд носила печенье в Верховную раду. Голосование урегулированию конфликта не только не поможет, но и удалит его. Мы будем добиваться от Украины включение гарантий особого статуса в основной текст Конституции, в её, так сказать, тело. А не в какие-то временные переходные положения. Прежде всего, выстраивание отношений с Киевом на основе взаимовыгодных равноправных договоров и соглашений. На меньшее мы никогда не согласимся. Уж лучше война, чем обман».
В Москве вообще сомневаются, что предлагаемые поправки в украинскую Конституцию соответствуют букве и духу Минских договорённостей. С представителями самопровозглашённых республик документ действительно не обсуждался. Хотя именно диалог, заявляют в Кремле, – главное условие урегулирования конфликта.
Нынешнее голосование за законопроект – это только первый этап на пути к изменению украинской Конституции. Сейчас документ направлен в Конституционный суд. После его выводов ещё два рассмотрения в Раде. Причём за проект потребуется уже 300 депутатских голосов. И только в случае удачного голосования проект закона будет отправлен на подпись президенту и станет частью новой Конституции. Успеют ли депутаты справиться до осени, как на это рассчитывают в администрации Петра Порошенко, – большой вопрос.
Конституционная реформа в Украине начата на фоне нового обострения военного конфликта на Донбассе. А голосование в Раде, считают политологи, обнажило ещё одну проблему – отсутствие эффективной парламентской коалиции. Многие депутаты давно сами по себе и сами за себя. Уже осенью, по прогнозам экспертов, в стране может начаться ещё и новый виток политического кризиса. А там недалеко и до очередных «внеочередных» выборов.
Подписывайтесь на нас в Telegram