Общенациональное телевидение

Несмотря на санкции: сближение с Россией, референдум, обновленная Конституция и статус ВНС

Читать на сайте ont.by

Минск и Москва расширяют дорогу, которая сегодня больше напоминает взлетную полосу. И кто сказал, что погода не летная?! То, что Запад подбрасывал в этом году Минску и Москве, по их ожиданиям, должно было стать водоразделом, «идеальным штормом», предпосылкой для разделения нас, как двух берегов одной реки. 


Эффект получился обратный. Мы точнее определили общий фарватер, ускорили течение интеграции, еще больше убедились в правильности курса и надежности капитанов, а главное, похоже, окончательно поняли: быть в одной лодке нам выгодно и наиболее безопасно.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Мы хорошо понимаем великую ценность мира, дома и хлеба, ценность того, за что сами боролись в своей истории не единожды».

Владимир Путин, Президент России: «И только вместе мы сможем обеспечить дальнейшее развитие и процветание нашей Родины».

И Александр Лукашенко, и Владимир Путин еще за пять минут до наступления 2022-го, говоря с надеждой, но опираясь на опыт, все-таки чувствовали: в этом году просто не будет. Отказ и США, и Евросоюза от подписания документов по гарантиям безопасности накануне приблизил мир к очень опасной грани. Все понимали: Украина, подзуживаемая кураторами, готова к войне. Ждать или превентивно защищаться? России не оставили выбора. Лишь короткое время на то, чтобы понять, станет ли кто-то плечом к плечу. На первой личной встрече президентов в Сочи, всего за два дня до начала спецоперации, широкая публика, конечно, об этом не знала. Обсуждали больше неформальность, непубличность переговоров и отсутствие галстуков. Это сейчас понятно: друг там оказался совсем не вдруг.

Владимир Путин, Президент России: «Уважаемый Александр Григорьевич, очень рад нашей новой, личной встрече. Это в современных условиях – большая редкость и значительная ценность».

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Это действительно редкость, что руководители государств сейчас встречаются с глазу на глаз. Даже внешне, и одежда говорит о том, что мы близкие люди и мы вполне можем в любой форме обсуждать наши серьезные проблемы».

Через два дня Москва объявила о начале специальной военной операции. Минск был первым, кто заявил о том, что ударить в спину союзнику не даст. Не эмоционально, несмотря на то, что Беларусь сразу же назвали «соагрессором», а имея собственные факты, уже в марте Лукашенко привез их в Кремль. Спецоперация, подтверждали документы, не нападение, а защита. В том числе и Беларуси.

Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Не мы на них нападали. Превентивно ВСУ начали стрелять, когда еще мы с вами за два дня были у вас дома. Докладывали постоянно. И если бы за шесть часов до операции не был нанесен превентивный удар по позициям, они бы атаковали наши войска – Беларуси и России, которые были на учениях».

Девять пакетов западных санкций против России и косвенно против Беларуси. Итог этого года. Наказали бы не за поддержку союзника – нашли бы что-то другое. Например, готовились рестрикции к референдуму по изменению Конституции. Но ни Минск, ни Москва не пошли на поводу у бывших партнеров. Кто есть кто – этих вопросов никогда не было у Беларуси, теперь они окончательно пропали и у России.

Алексей Мухин, директор Центра политической информации: «Когда у россиян спрашивают, кто на самом деле союзник России, мы отвечаем: Беларусь. В кои-то веки у нас вместе с армией и флотом появился еще один союзник. И я думаю, что это дорогого стоит».

Ну, выплывать, так вместе. Практически мгновенно, по поручению Александра Лукашенко и Владимира Путина, Минск и Москва согласовывают комплекс мер по антикризисному реагированию. Правительственные и министерские делегации летают на встречи друг к другу как по часам. Одна дверь закрылась – мы наконец стали снимать замки со своих. Открывались не только внутренние рынки, но и принимались решения по вопросам, которые считались «больными» много лет. Как, например, отмена пресловутого налогового маневра. 

Роман Головченко, премьер-министр Беларуси: «НДС, акцизов, это фактически выравнивает условия для белорусских и российских субъектов хозяйствования. Они будут работать в едином правовом и налоговом поле».

Равные условия – раз уж и в санкционном давлении, значит, и в возможностях нивелировать потери. Двадцать восемь союзных программ, подписанных ранее – ориентир для движения. Плюс десятки межправительственных соглашений. 70 визитов губернаторов в Беларусь в этом году. Почти столько же ответных поездок из Беларуси. Ни одна – без контрактов. Задача не только сохранить товарооборот, но и обзавестись новыми компетенциями. Создание новых отечественных производств.

Дмитрий Крутой, Чрезвычайный и Полномочный Посол Беларуси в России: «От торговой деятельности (она у нас очень активная, по очень широкой линейке товаров и вовлеченных отраслей) нужно переходить к реальной кооперации».

Главной в этом смысле весь год была программа импортозамещения. От нас с Россией более десятка проектов. От них – полтора миллиарда кредитных средств на реализацию. 

Алексей Кубрин, заместитель Государственного секретаря Союзного государства Беларуси и России: «Мы продвинулись в области металлообработки по высоким технологиям. Гораздо активнее стали работать с предприятиями машиностроения. Опять пошел виток, касающийся станкостроения».

Футуристичные белорусско-российские трамваи «Минин» в Нижнем Новгороде, портовые и агропромышленные проекты под Санкт-Петербургом, открытие и возобновление сборочных производств отечественной техники по всей России, сейчас не осталось ни одного региона, где бы наши не стали бы своими. 

Вениамин Кондратьев, губернатор Краснодарского края: «Жизнь показывает, что сегодня Беларусь становится одним из самых основных и надежных партнеров, и мы этим максимально дорожим, и сделаем все, чтобы так было и дальше».

Чтобы так было и дальше – уже обозначен общий «фронт работ»: и дальше снимать барьеры во внутренней торговле, работать над созданием единых рынков, искать новые компетенции в импортозамещении. И, что самое важное, – не выталкивать, а помогать друг другу на рынке.

Дмитрий Мезенцев, государственный секретарь Союзного государства: «Будут, были, и этого не надо бояться, споры. Будут споры хозяйствующих субъектов. Будут споры продавца и покупателя, это все сегодня фундамент упрочения нашего экономического, производственного, финансового потенциала на ближайшие годы».

А дальше ведь тоже не будет легче. Но как будет, мы уже знаем. Придется работать больше, кооперироваться активнее и так же прикрывать друг другу спину. От любых сквозняков. Чтобы самим пройти свои семь футов под килем. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by