Вся уходящая неделя проходила под знаком развития отношений Беларуси с главным и самым близким партнёром – Россией. Новости поступали из Минска и Москвы, президенты двух стран встретились в Могилёве.
В целом фон был позитивным и многообещающим. В среду партнёры согласовали баланс поставок нефтепродуктов. И сразу после этого стало известно, что Россия запретила поставки бензина и дизельного топлива в Беларусь.
Чувствительный вопрос (как и всё, что связано с нефтепереработкой). Да и сама формулировка «запретила» всегда имеет такой неприятный оттенок (мол, раньше было можно, а сейчас нельзя). Попробуем разобраться, что же это значит. Не спешите паниковать, никакой трагедии нет. Итак, запрет на поставку светлых и тёмных нефтепродуктов, а также сжиженного углеводородного газа начнёт действовать с 1 ноября.
Что же стоит за этим, поинтересуемся у экономиста Георгия Грица.
«Я бы хотел более широко ответить на этот вопрос. Очень важно, что договорённости, подписанные ещё в 2017 году, были подтверждены в Сочи и в Могилёве. Россия подтверждает нашу договорённость о поставке нефти в размере 24 миллионов тонн на белорусские нефтеперерабатывающие предприятия. С точки зрения чёрных нефтепродуктов, очень важно понимать, что как с российской, так и с нашей стороны это осуществляется в рамках контрактных отношений между частными компаниями. И, наверное, это неправильно с точки зрения рыночной экономики, когда ревизируется и подключается правительство к оценке: может или не может, выгодно или нет частным компаниям заниматься этим бизнесом».
Скажите, пожалуйста, а соответствует ли этот шаг российской стороны согласованному на этой неделе балансу?
«Переработка и техническое состояние наших НПЗ существенно лучше, чем у российских коллег. Поэтому российская сторона была заинтересована в своеобразной компенсации, они поставляют сырую нефть, а мы (в рамках компенсации) поставляем светлые нефтепродукты. То, что мы подтвердили этот нулевой баланс, это не играет никакой роли для белорусских и российских предприятий. Если говорить с точки зрения экономической целесообразности. Как мне кажется, подход у белорусско-российской стороны достаточно взвешенный, если не начинать искать чёрную кошку в чёрной комнате».
Спасибо! Это было мнение Георгия Грица, заместителя председателя Белорусской научно-промышленной ассоциации.
В следующем году Москва увеличит поставки нефтепродуктов в Беларусь на десять процентов, а уже с 1 ноября на уровне правительств начнётся обсуждение компенсаций из-за налогового манёвра в России.
Подписывайтесь на нас в Telegram