4 февраля 2004 года был запущен Facebook – крупнейшая социальная сеть в мире. Благо? Но это как посмотреть! Со временем соцсеть превратилась в гигантскую паутину, которая фактически формирует наш образ жизни и дает ложное чувство безопасности. А мы точно видим то, что хотим? Журналисты, ученые и социологи не раз били тревогу – писали об утечках в Facebook, влиянии на выборы в разных странах, торговле политическими данными и дезинформации. Но метавселенная каждый раз наносила ответный удар.
Не «Большой Брат», а нечто большее. И знает тебя лучше, чем ты сам. Контролирует эмоции, побуждает делать покупки и выбирает именно то, что тебе нужно почти незаметно для тебя. Это не зомби-вирус, а всего лишь привычный Facebook.
19 лет назад студент Гарварда Марк Цукерберг придумал что-то типа книги выпускников с их адресами, телефонами и возможностью онлайн-общения. К слову, из-за публикации этих данных администрация вуза вывалила Цукербергу обвинения в нарушении конфиденциальности частной жизни. Но проект было уже не остановить. И сегодня это один из самых посещаемых сервисов в интернете. Только в Беларуси соцсетями пользуются более 5 млн человек. В день они проводят там от 2 до 7 часов.
Сергей Кузьменко, эксперт по новым медиа: «Если суммировать все время, проведенное в соцсетях и мессенджерах, получится 625 млн человеко-часов».
Одних в сеть тянет по работе, кто-то же зависает там от нечего делать или вместо работы. Часы складываются в сутки, недели и месяцы – и так проходят годы!
Сергей Кузьменко, эксперт по новым медиа: «Эти 625 млн человеко-часов в месяц превращаются в налог, контрибуцию, репарации, которые побежденные платят победителям. Побежденными выступают белорусы, а победителями – акционеры-собственники платформ. Каждый день надо задавать вопрос: не ерундой ли я занимаюсь в интернете?»
В зависимости от Facebook без преувеличения весь мир. Из школьного альбома с картинками сервис превратился едва ли не в новую религию. Соизмеримую по количеству последователей с христианством! И Facebook постоянно ведет свою проповедь. Лента на экране – это не хронология сообщений и материалов, а подборка, которую создал искусственный интеллект. Для каждого пользователя.
Сергей Кузьменко, эксперт по новым медиа: «Государства требуют от платформ раскрыть алгоритмы рекомендаций, чтобы человек видел, почему у него тот или иной контент. Многие политики и государственные деятели считают, что так платформы манипулируют общественным мнением».
И для этого есть все основания. Facebook в какой-то момент стало тесно в сети – и в 2011 году то, что начиналось как безобидный альбом выпускников, помогло организовать революцию в Египте. Сотни людей погибли, тысячи получили ранения. Подогревали антиправительственные настроения и вели координацию через эту соцсеть, чьи сервера находятся по всему миру, а штаб-квартира – в США. Доказательства того, что все не просто так, не заставили себя ждать.
В 2013 году вскрылось, что Facebook следит за пользователями, собирая информацию по заданию Агентства национальной безопасности и ФБР. И, может, поэтому соцсеть знает, какую рекламу вам показать, какие новости и чьи лозунги предложить.
Андрей Ковалев, начальник главного управления по противодействию киберпреступности Министерства внутренних дел Беларуси: «Весь контент, размещенный в соцсетях, – наши фото, детализация родственников, друзей, одноклассников, однополчан – ведет к тому, что социальная инженерия работает против вас. Это категорически нельзя делать. Если размещаете что-то, то должны понимать, что размещаете и зачем».
На такой шпионаж пользователь соглашается добровольно. Помните соглашение мелким шрифтом при регистрации? Уверен, вы его не читали. Ну, а кто вообще это делает? Зато соцсеть читает все ваши ленты. И анализирует то, чем вы делитесь. Может даже прослушивать владельца смартфона, на который установлено приложение.
Сергей Кузьменко, эксперт по новым медиа: «Когда вы устанавливаете на устройство продукты "Мета", то 3 раза нажимаете "да". Дать доступ к устройству – "да", к камере – "да". К микрофону – "да". И в итоге вы даете доступ ко всей своей жизни. И "Мета" обрабатывает все данные, которые поступают от вас. И те, которые вы давать не хотите».
Между тем полностью удалить данные из Facebook не получится. С серверов компании ничего не пропадает. Новость об этом вызвала скандал. И в итоге популярная соцсеть обросла ими словно снежный ком. Дошло даже до обвинений в реальных преступлениях.
Например, торговле людьми. Журналисты с помощью беглого поиска по ключевым словам на арабском языке нашли сотни аккаунтов с фотографиями выходцев из Африки и Южной Азии, на которых указаны их возраст и стоимость. И это далеко не все.
Компания «Мета», которой принадлежит Facebook, активно ввязалась в войну на Украине. Если раньше за призывы к насилию над русскими (равно как и над людьми любой другой национальности) наступали санкции, а призыв удаляли, то сейчас сделано исключение. Facebook разрешает такие посты в отношении россиян, а с учетом того, как устроена сеть, призывает. А мы все еще внутри этой платформы. До 7 часов в день. И большинство пользователей – подростки и молодые люди.
Анна Пищова, доцент кафедры социальной педагогики факультета социально-педагогических технологий БГПУ им. М. Танка: «Мы теряем реальные связи друг с другом. Мы это почувствовали в условиях пандемии. Важный момент – и информационная перегрузка, клиповое мышление, эффект Google, когда человек знает, где искать, но не понимает, что искать».
Однажды попав в такую паутину, выбраться очень сложно. И хотя в психологии пока нет диагноза «зависимость от социальных сетей», все громче звучат призывы признать такую зависимость заболеванием. Это слишком дорогая плата за возможность виртуальной реализации.
Пока волна отказов от Facebook не может перекрыть поток новых адептов. Хотя некоторые страны решили проблему кардинально, закрыв доступ. Как, например, в России, Китае и местами на Ближнем Востоке. Выходит, сегодня Facebook – новая «империя зла»? Постоянные разоблачения (как бы их не пытались скрыть) только усиливают аргументы регулирующих органов, которые призывают ограничить возможности гиганта социальных сетей. Вопрос «есть ли у компании полная свобода экспериментировать с нашим социальным благополучием?» тонет в финансовых отчетах о рекордной прибыли – почти $30 млрд в квартал. И если это нельзя остановить, важно помнить: мир не такой, как в ленте Facebook.
Подписывайтесь на нас в Telegram