Строго в границах утрат авторской живописи. Тонировкой уже неизвестного портрета Януша Радзивилла занялись сегодня специалисты Национального художественного музея. Событие (и это очевидно) – историческое!
Открытие дало новый опыт реставраторам. А вот мнения искусствоведов разделились, причём кардинально.
Герой романа-эпопеи «Потоп» Сенкевича и портрета художника трёх королей Шульца. Слой «автора» раскрыли быстро. Сейчас важно не зайти на живопись 1650. А-ля «родные» краски реставраторы наносят кистями, острыми, как копья, коими некогда поражал врагов великий гетман.
Аркадий Шпунт, реставратор, заведующий отделом Национального художественного музея Беларуси: «Наконец, вышли на тонирование. То есть, нужно собрать, создать экспозиционный вид этой вещи. Это очень благодатная работа. Потому что основные места (лик, руки, обувь) в хорошей сохранности. Даже украшения металлические на одежде у Радзивилла».
«Мужество в том, чтобы стремится к трудностям» – княжеский девиз. Теперь ещё и лозунг старейшего белорусского реставратора с учеником в работе на этих двух метрах в высоту и более одного в ширину. Задача максимум – сделать, каким было полотно до трёх «воссозданий» ранее.
Владимир Прокопцов, генеральный директор Национального художественного музея Беларуси: «Многія таксама чакаюць сваёй чаргі: творы іканапісу, жывапісу і гэтак далей. Безумоўна, у рамках музейнага комплекса у нас будзе створаны рэстаўрацыйны цэнтр з сучасным абсталяваннем. Мы зараз ужо не звяртаемся да замежных калег па рэстаўрацыі нашых шэдэўраў».
Кстати, последнюю реставрацию сарматского портрета (традиционного для земель Беларуси), выполняли специалисты Русского музея в Ленинграде. Это было в 70-х. Что оставить (ныне у аристократа три руки)? Что удалить? Вот в чём вопрос, который сегодня разделил экспертный Совет. За 40 лет всё-таки другой образ стал хрестоматийным.
Следом реставраторы хотели бы раскрыть уникальный совместный портрет жён Януша Радзивилла – ибо нет ничего тайного, что не сделалось бы явным. Сейчас знаменитое изображение кисти художника Иоганна Шрётера, 1646 года, находится на выставке в Биржайском замке под Вильнюсом.
Все этапы: от расчистки, укрепления, тонирования – фиксируют в дневнике. Здесь описания, фотосъёмки, схемы-картограмы. Ведь реставратор не свободный художник, а исследователь не только предмета искусства, но и исторического документа. Через год, обещают мастера, каким он был, таким и станет – 71 портрет в галерее самой известной семьи Беларуси.
Подписывайтесь на нас в Telegram