Три с половиной миллиарда долларов – и это только предварительная и не окончательная цифра. Эксперты оценивают эффект от государственного визита Александра Лукашенко в Китай, чаще всего подчеркивая: основные плюсы для экономики страны сыграют свою роль в долгосрочной перспективе, учитывая подписанные соглашения на высшем уровне.
Но все же мерять успешность визита лишь по цифрам контрактов, даже внушительным, не совсем верно. Пожалуй, куда важнее то, что в политической плоскости у лидеров двух стран – полное совпадение взглядов. Гегемон Китай ставит сотрудничество с Беларусью на один уровень с сотрудничеством с Россией, таким же гегемоном.
И в большой геополитике, когда мир переходит к слому однополярности, это для Минска сулит колоссальные перспективы. И за этим всем внимательно следили на Западе: публично говорить там об этом не принято, но по сути встреча Александра Лукашенко и Си Цзиньпина сильно повлияет на будущее Евросоюза.
Этот госвизит Президента Беларуси был особенным. И дело даже не в том, что страна посещения – Китай, один из мировых лидеров как в политике, так и в экономике. К тому, что сотрудничество Минска и Пекина – стратегическое и всепогодное, мы, кажется, уже привыкли. А вот настолько скорый эффект от этой встречи Александра Лукашенко и Си Цзиньпина ожидали, пожалуй, лишь прожженные оптимисты.
Все договоренности между Беларусью и Китаем можно разложить на три больших блока. Первый – это тактические экономические. В этой плоскости принято всегда начинать с товарооборота – и здесь у стран уже ощутимые успехи.
Но еще важнее, о чем белорусский лидер говорит на встречах со всеми своими коллегами – не просто торговля, а кооперация в производстве. Делегация из Беларуси привезла в Пекин целый пакет конкретных контрактов, от межрегиональных до соглашений между производителями, суть которых в том, чтобы произвести что-то вместе и справедливо поделить выручку. Китай по всем инициативам ответил твердое «да».
В итоге – и проработка предложений, и безоговорочная их поддержка от китайской стороны привели к тому, что конкретная цифра тактического эффекта от госвизита стала известна еще до того, как первый белорусский борт направился обратно в Минск.
Сергей Алейник, министр иностранных дел Беларуси: «Что касается совокупного экономического эффекта в результате госвизита Президента в КНР, то он оценивается более чем в 3,5 млрд. долларов».
Второй блок договоренностей – стратегический в экономике. Наши проекты нам же хорошо известны – это и БНБК, и «Великий камень», и завод Geely в Минской области. И Беларусь уже получает от них огромную выгоду. Но задача на перспективу – еще и показать всему миру, каким может быть честное сотрудничество с огромным Китаем.
Запад боится китайской экономической экспансии – и не напрасно, потому что Пекин предлагает уже такой же по качеству товар, в таких же объемах, но готов и задавить конкурентов привлекательной ценой. Поэтому в Евросоюзе и прочих демократиях людям откровенно врут про Китай – вот, мол, они все захватят и оставят нас ни с чем. Стратегическая задача Минска – помочь Китаю продемонстрировать, что Поднебесная всегда стремится к выгодным проектам. Не только для себя, но и для партнера.
Алексей Беляев, политолог: «Китайский рынок постоянно расширяется. И, учитывая несопоставимость масштабов, белорусы могут поставить практически все, что они производят, на китайский рынок».
И политика высшего уровня предлагает проекты в экономике, а не навязывает их. Когда-то была политическая воля Александра Лукашенко и Си Цзиньпина – завод китайских машин в Беларуси. Насильно на Geely белорусов не пересаживали, но белорусы сами увидели, что совместный автомобиль – это хорошо и выгодно: выбирай или его, или что-то иное – но рынок автомобилей у нас в стране аппетиты поумерил после ввода в строй «Белджи». Еще выгоднее купить любую машину станет, когда на нашем рынке появится еще один китайский брэнд – корпорация «ФАВ Групп» уже дала свое согласие.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Я хотел бы, чтобы мы создали настоящий автомобиль в Беларуси вместе с вами. И если мы хотим получить эффект и успех, это надо делать сейчас, и очень быстро, когда освободились территории и рынки для нашей будущей продукции. Как вы смотрите на это с учетом моей и Си Цзиньпина поддержки?»
И с учетом поддержки всех проектов лично Си Цзиньпином, в чем есть и прагматизм, и доверие на основании многолетней дружбы с Александром Лукашенко, работа по воплощению договоренностей началась тут же – и по-китайски масштабная.
И, наконец, третий блок договоренностей – глобальные политические. Минск давно известен миротворческими инициативами. Ровно той же позиции придерживается и миролюбивый Китай – с той лишь разницей, что гегемона в мире, кажется, все остальные будут вынуждены выслушать и прислушаться.
Александр Лукашенко, Президент Беларуси: «Сегодняшняя встреча проходит в очень непростое время, требующая новых, нестандартных подходов, ответственных политических решений. Именно поэтому Беларусь активно выступает с предложениями о мире, всецело поддерживает выдвинутую инициативу о международной безопасности».
Мир уже не просто стоит на пороге больших изменений – слом планетарного миропорядка уже идет полным ходом. Каким наш мир будет совсем скоро, еще не совсем понятно. Но что очевидно – так это то, что сила Беларуси благодаря дружбе с новыми центрами силы (Россией, Китаем, арабским миром и Африкой) вырастет в разы.
Александр Лукашенко председателю Си Цзиньпину скажет – «мы заинтересованы в сильном Китае, ведь в этом случае сильной будет и Беларусь». И это правда, потому что в самой философии Китая – всегда выполнять договоренности и ценить друзей и многолетних партнеров.
Глобально в политике важен был этот госвизит и для нас. Беларусь ведь тоже пытаются изолировать. При этом делают вид, что не замечают, как плотно мы работаем с Россией, как набираем еще больший авторитет в арабском мире, как находим новых и новых партнеров в Африке – и вот гигантский Китай тоже с нами. Такого приема многим европейским лидерам в ближайшие годы прочувствовать – не суждено.
Да, мир сегодня действительно нестабилен. Но однозначно это плохо лишь для тех, кому был выгоден мир старый, однополярный – и с мировым шерифом в лице США. Новый мир придет после нестабильности – и он будет более справедливым для таких стран, как Беларусь. Потому что мы умеем дружить взаимовыгодно – а это ценят и в Москве, и в Абу-Даби, и в Хараре, и в Пекине.
Фото: БЕЛТА
Подписывайтесь на нас в Telegram