Четыре года: такой срок руководители двух государств – Беларуси и Пакистана – определили для выхода на миллиардный уровень товарооборота. Корреспондент Анатолий Занкович, вернувшийся из Исламабада, пытался выяснить, какими проектами страны намерены наполнять этот солидный финансовый объём.
О сборочном производстве тракторов МТЗ в Пакистане все только слышали, но видеть – не видели. Момент, можно сказать, исторический: впервые в Белуджистане – провинции на западе Пакистана – съёмочная группа из Минска.
Съёмочная группа приехала вовремя – как раз из порта привезли партию новенькой техники. 99 тракторов будут бороздить тяжёлые пакистанские земли. Поставлять сюда – выгодно. Но ещё больше денег приносит сборка на месте. Конвейер небольшой, но 40 южных мужчин ловко собирают 14 «Беларусов» за одну смену.
Александр связан с тракторами уже 42 года. Шутит: с такой-то фамилией, Слесарев, как не заниматься техникой! За три года нужно локализовать (то есть сделать из белорусских пакистанскими) сотни запчастей. В этом требовании местного Минпрома у нас своя выгода. Тогда снимут таможенную пошлину в 18% и по цене белорусские тракторы дадут фору всем конкурентам. Вот он – сертификат, выданный Министерством промышленности Пакистана.
Нового игрока местный бизнес здесь не ждал. Хватает своих аналогичных сборочных производств. Вот пример – компания «Orient»: белорусы арендуют у неё площади. Конвейеры рядом, тракторы похожи. Но в кабинете генерального менеджера «Orient» висит не свой образец, а белорусский.
Васси Юдин, главный менеджер компании «Orient Automotive Industries» (Пакистан): «У нас на полях уже 50 лет трактору "Беларус" нет равных. Я вам честно скажу: нет у него конкурентов. И мы не конкуренты. У нас принято украшать стены самым лучшим. Вот у меня и висит "минский трактор"».
Конкуренты делят не только производственные площадки, но и склад готовой продукции – 50/50. С одной стороны – продукция местной тракторной компании, с другой – площадка нашего совместного предприятия. Как видно, абсолютно пуста (см. видео – прим. ред.). И это прямой ответ на вопрос: у кого продажи идут лучше.
Но генеральный директор МТЗ Фёдор Домотенко цифрами недоволен. Три с половиной тысячи за год? Мало. Можно и собирать, и продавать пять.
Фёдор Домотенко, генеральный директор Минского тракторного завода: «В ней есть проблемы, и мы расписали определённый график для устранения недостатков. Для этих целей мы в ближайшее время создадим официальное представительство тракторного завода, которое будет регулировать все эти моменты».
Наш трактор сейчас в самой выгодной позиции на рынке. Китайский берёт ценой – более дешёвый, но ломается часто. Европейская техника здесь считается маркой «люкс» и слишком уж дорога. Белорусский на их фоне – оптимальный вариант. И надёжный, и цена приемлемая. С 1 ноября правительство Пакистана обратится к фермерам с предложением «Купляйце беларускае» и будет возмещать часть расходов.
Пакистанская ярмарка красок будоражит сознание. Немыслимые цвета, всё звенит, кружится, как это вообще едет? Но для местных нет мелочей: движущийся балаганчик и злых духов отгоняет, и удачу привлекает. Цена такой раскраски доходит до пяти тысяч долларов. Не всякая машина столько стоит! Так что есть смысл перед продажей придавать и нашей технике пакистанский колорит.
Ещё не высохли чернила на подписи Александра Шакутина под 400-миллионным контрактом с Китаем, как появился новый, с Пакистаном. У «Амкодора» будет свой завод в Лахоре.
Александр Шакутин, председатель совета директоров ОАО «Амкодор»: «Мы недооцениваем пакистанский рынок, и Президент призывает обратить внимание на те страны, где наносятся официальные визиты и формируется доброе дружеское отношение».
О четвёртом бизнес-форуме деловых кругов двух стран пакистанская пресса писала в духе своей древней поговорки: «Лучшее лекарство для человека – человек». Нужно было только встретиться.
Наваз Шариф, премьер-министр Пакистана: «Я хочу вас, бизнесменов, попросить развивать отношения. Моё правительство сделает всё возможное. Поддержка будет – дивидендами и гарантиями. Я приглашаю всех к участию».
А белорусский Президент в своём выступлении срывает аплодисменты.
На этом бизнес-форуме не один раз будет заявлено: у вас есть поддержка сверху, но и мы ждём результатов. Особые дружеские отношения Александр Лукашенко и Наваз Шариф подкрепили встречами на протяжении всего официального визита. От трапа на посадке – до трапа на взлёте. Горная резиденция премьера – место сверхсекретное, но своим (а белорусы часто здесь слышали это слово) можно. И это уже не визит на перспективу. Это новый уровень.
Подведём итоги официального визита Президента в Пакистан: подписано 14 двусторонних документов. Для бизнеса: снят вопрос о двойном налогообложении. Для образования: сразу несколько белорусских и пакистанских вузов будут сотрудничать напрямую. Для всех: в Исламабаде открыт Центр изучения белорусского языка. Для науки: на авеню Конституции появилось ещё одно государственное учреждение – Белорусско-Пакистанский центр по координации научно-технического и инновационного сотрудничества.
Итог бизнес-форума – сделки на 60 миллионов долларов. Самый большой улов у МТЗ – 30 миллионов долларов. Есть контракты у «Белшины», «Бобруйскагромаша», МАЗ – на старте переговоров. Продукцию «Гомсельмаша» механики наладили. Готовы показать на следующей неделе, надеются, уже будущим партнёрам. Беларусь пришла в Пакистан вовремя?
Виталий Вовк, министр промышленности Беларуси: «Это позволит нам, если не спать, то закрепиться на рынке. А спать мы не намерены, и я уверен, у нас всё получится».
Везёт домой увесистый портфель концерн «Белнефтехим». Текстильщики сделали невероятное: договорились продавать пряжу сюда. И шутка «о продажах тёплых одеял в Африку и льда в Арктику» оказалась вполне серьёзным контрактом. Больше станет поставок на юг белорусской молочной продукции и детского питания.
Пока мужья вели серьёзные переговоры, жены терпеливо ждали дома. Супруг Юлии, Саджад, задержался ещё на неделю в Исламабаде – это бизнес. Сейчас к такому ритму жизни Юлия привыкла. Хотя в 1995 году гродненская студентка даже не думала, что следующие 20 лет проведёт в Пакистане.
Крепкая семья, пятеро детей. Пока младшие подрастают, старшего сына хотят на следующий год отправить учиться в Гродно. У семьи Халид текстильный бизнес, в том числе и с Беларусью. Юлия больше смотрит за детьми, но помогает мужу вести торговлю. Говорит, два года назад они только мечтать могли, что страны станут ближе. Из самого ожидаемого – прямое авиасообщение. Рейс из Беларуси в Пакистан и обратно обещают к весне.
В геополитике всегда было разделение на север и юг. Во Вьетнаме есть Ханой и Хошимин, в России – Санкт–Петербург и Москва. В Пакистане государственные решения принимают на севере, в Исламабаде. А бизнес делают в Карачи: сто лет назад рыбацкая деревушка, а сегодня финансовый, банковский, промышленный и торговый мегаполис страны, в котором живёт под 20 миллионов человек.
Город огней был первой столицей Пакистана. Здесь есть свой Уолл-стрит, мировые корпорации располагают штаб-квартиры с прицелом на всю Азию. Карачи называют самым быстрорастущим городом на континенте. И три меча в центре символизируют единство, дисциплину и веру.
Если проехать Пакистан с севера на юг, увидишь очень разную страну. Победнее в провинции, посуматошнее в городах. В горах опаснее, на юге спокойнее. Люди очень любопытны, словно дети. Да и Пакистан – одно из самых молодых государств в мире. В следующем году – только 70 лет независимости. На этой территории было много конфликтов, от которых народ откровенно устал. И хочет жить лучше. А для этого готов к сотрудничеству. Тем более со страной из Европы, которую здесь считают верхом цивилизованности.
Подробности – в видеосюжете нашего корреспондента
Подписывайтесь на нас в Telegram