В Могилёве сегодня начался процесс по делу мужчины, который, как предполагает следствие, организовал бизнес на подаяниях. Схема работала просто. Подозреваемый находил людей в тяжёлом материальном положении, обещал устроить на работу, но вывозил в другие города и забирал документы. Пострадавшие становились попрошайками. Почти за полтора года они пополнили кошелёк «работодателя» более чем на 47 тысяч рублей.
«Не брал в рабство, не заставлял просить, не держал взаперти», – 24-летний обвиняемый не признаёт ничего из списка обвинений. По версии оперативников, он организовал работу артели нищих не только в Могилёве, но и в Минске, Гомеле и Борисове.
Заинтересовались мужчиной только после того, как одна из его «работниц» пришла с заявлением в милицию. При первом же обыске в гараже обнаружили склад инвалидных колясок и плакаты с фотографиями якобы больных детей. Точки в Могилёве группа выбирала классические: церкви, подземные переходы, крупные торговые центры. Людей с протянутой рукой здесь можно увидеть круглые сутки.
Тяжёлая жизненная ситуация, обокрали, болезнь – это то, чем пробивают на жалость. Кому верить, а кому нет? Сказать сложно. Но те, кто был вовлечён в систему нищенства, уверяют, что 99% страдающих – условные. Места поделены, многие знают, что, например, сегодня судят их коллег.
Александр один из тех, кто знает, как «работают нищие», но о бывшем статусе попрошайки вспоминать не любит. Сейчас работает волонтёром на бесплатной кухне. Обеды в «Табее» для всех. Не отказывают никому. Ещё и одежду дадут. Вот только тех, кому нужна «копеечка», тут видят редко.
О Иване Петровиче в Интернете слагают целые легенды. Он заметная фигура среди минских нищих. Часто просит на Комаровке. Но сегодня у него другая точка – возле Немиги. Отойдя подальше от камеры, достаёт пачку, где хорошо видны купюры.
Этой женщине нужна конкретная сумма. 280 рублей – на мазь. И так каждый день. Под присмотром охраны. «Болезни» и взрослые, и детские – в топе просьб для подаяния.
Семья Ефимовых тоже собирала, но только через благотворительный фонд. Велотренажёр, возможно, поставит Вику на ноги. Девочка повредила позвоночник на школьной физкультуре. Диагностировали паралич нижних конечностей. Её прооперировали – и сказали разрабатывать. Велотренажёр – это единственное, что могли сделать родители для реабилитации своего ребёнка.
Сейчас в Могилёвской области больше 120 детей нуждаются в паллиативной помощи. Не вылечить, а просто облегчить боль. И по словам специалистов, этих детей нет ни на одной фотографии в руках уличных просящих.
Дело об организаторе группы нищих в Могилёве ждёт ещё несколько заседаний, на которых выступят и те, кто видел одних и тех же просящих месяцами. Для специалистов это первый опыт подобного расследования. Самое сложное – доказать факты принуждения к попрошайничеству. Может измениться и сумма сборов. Каждый день, по версии обвинения, только один «нищий» приносил организатору группы больше 100 рублей.
Подписывайтесь на нас в Telegram