Общенациональное телевидение

Минская орбита

Произошла ошибка

Читать на сайте ont.by

Слово «партнёрство» звучало  на уходящей неделе на самых разных площадках. Но самое чёткое   определение прозвучало из уст   Александра Лукашенко в Минске на открытии XXXI Международного конгресса Ассоциации участников космических полётов. Президент Беларуси привёл Международную космическую станцию как настоящий образец того, как в современном мире можно и нужно выстраивать партнёрские отношения между государствами и народами, населяющими планету.   МКС – то пространство, где сложно даже помыслить   сделать что-то в ущерб остальным, ведь выигрывают и проигрывают на орбите только вместе. Именно вместе в Минске участники конгресса решали, какое реальное будущее ждёт землян на просторах   Вселенной. Подробности – у Влады Карницкой. 

В глазах неподдельный интерес, а в аудитории не поместились даже все желающие услышать лекцию тех, кто побывал ближе к звёздам. В роли преподавателя в БГУ – живая легенда. Герхард Тиле свой космический полёт совершил в 2000 году на американском шаттле «Индевор». Главная задача миссии – топографическая съёмка Земли. Говорит, если двадцать лет назад астронавтов-исследователей интересовало, как растёт кактус в невесомости, то сегодня цели изменились. Сложнее стала  и техника. Когда же полетим на Марс?Недавно по всему миру отбирали космических туристов.

Большинство в аудитории считает, что это возможно к 2050 году. К примеру, Герхар Тиле впервые отправился в космос в возрасте 46 лет. Если следовать его арифметике, то человек, который первым ступит на Марс, уже родился. Мальчику или девочке сейчас около 10 лет.

Герхард Тиле, астронавт Европейского космического агентства (Германия): «Перед нами сейчас стоит неимоверное количество вопросов, чтобы найти ответы хотя бы на какие-нибудь, я и мои коллеги приехали в Беларусь». 

Более 100 космонавтов из 17 стран мира. Ещё никогда одновременно  столько людей, которые лично видели планету  с  высоты, в Минске не было. Некоторые из них уже на пенсии, кто-то ещё надеется оказаться по ту сторону атмосферы. Но на этой неделе их всех объединяло расширение космических горизонтов. И сделать это можно исключительно вместе. Эту мысль на открытии конгресса подчеркнул наш Президент Александр Лукашенко.

Но на таком уровне форум не проводился ни в одной стране. Об этом то и дело говорили космонавты с мировым именем.

Бонни Данбар, астронавт, президент Ассоциации участников космических полётов: «Это важное для нас событие. Ему место здесь. Беларусь движется к космосу, Беларусь ценится космосом. Здесь есть крупные, важные проекты: спутники дистанционного зондирования Земли, авиация и беспилотные летательные аппараты, которые разрабатываются  и изготавливаются здесь».

Здесь производят «мозг» космических аппаратов – микросхемы. Объёмы небольшие, а много и не надо. Аппаратов в космос запускают единицы, а вот цена одного изделия –космическая. Оно и понятно, ведь на карте стоит безопасность.  Микросхемы работают в экстремальных условиях: радиация, высокие температуры и нагрузка. Всё – собственная разработка. Заводу уже 50 лет. Советскую школу здесь не только сохранили, но и приумножили. Теперь продают, в том числе в Россию. Только за прошлый год  – поставки   на 80 миллион долларов. В целом в портфеле заказов – более пяти тысяч микросхем.

Анатолий Белоус, заместитель генерального директора  холдинга «Интеграл»: «Например, для Индии – системы управления космическими аппаратами, которые должны работать в очень жёстких условиях. Мы выиграли тендер на разработку этих микросхем. Там были американцы, там были немцы. Победили интеграловцы. Идут поставки».

И партнёров теперь может стать больше. Космический конгресс – это возможность показать наши возможности. И такой шанс учёные не упустили. Именно белорусские технологии, в том числе оптика «Пеленга», два собственных спутника, центры управления полётами и земляки-космонавты, позволили Беларуси стать космической державой. В стране сегодня во благо этой отрасли трудятся даже студенты.

Андрей Король, ректор Белорусского государственного университета: «Есть Центр аэрокосмических исследований. Сегодня студентами, магистрантами, нашими преподавателями ведётся активная разработка самого современного оборудования, которое в тех или иных составных частях МКС активно применяется».

Интересы одной страны в космических масштабах мизерны. Это понимают в научном сообществе. Задачи глобальные: раскрыть тайны Вселенной. Все программы по изучению Вселенной стоят немалых денег. Сегодня важна кооперация. Потому для мира до сих пор самым глобальным проектом остаётся Международная космическая станция. Сейчас на ней трудится шесть космонавтов из России, США и Германии. У каждого из них свои задачи. Важно не только поддерживать работоспособность станции, но и продолжать исследования. 

Марио Ранко, астронавт НАСА (США): «Есть такие микробиологические исследования последовательности ДНК. Этот эксперимент ещё находится в действии, продолжают исследовать создание генома. Это очень важно для будущего освоения космоса, поскольку поможет распознавать организмы».

Сергей Крикалев, лётчик-космонавт (Россия): «Следующие два года – ещё запуск двух модулей, которые будут частью российского сегмента Международной космической станции. Новый корабль должен быть готов к испытанию в 1922 году».

Новый корабль – это возможность летать за пределы низкой околоземной орбиты. Такие мысли волнуют сегодня не только российских учёных, а всё мировое космическое сообщество. Мечты о чашке кофе на Луне или о чтении газеты на Марсе уже многие десятилетия не покидают ни самих космонавтов, ни режиссёров, ни даже бизнесменов. 

Компания Илона Маска стала ведущей в мире. И все ради одной единственной цели – колонизации Марса. Станет ли когда-нибудь эта планета для нас домом? Здесь мнения скептиков расходятся, хотя Илон Маск обещал доставить человека на Марс в 2024 году. А вот то, что летать, как на курорт, к примеру, в отель на Луне, возможно, верит гораздо больше людей.

Бизнесмен хотел в космос – он полетел. Грегори Олсен до сих пор вспоминает то утро, когда принял такое решение. О том, что обычный человек может стать частью миссии, он прочёл в газете. Ради полёта продал собственную оптоволоконную компанию и заплатил за него 20 миллионов долларов. Потом началась подготовка. Самым сложным испытанием оказались даже не физические нагрузки.

Грегори Олсен, третий космический турист (США): «Тренировки были полгода в России. Самое в них тяжёлое – выучить русский язык. Я говорю по-русски не очень хорошо. Я  мечтал о приключениях и совместил это с наукой».

Став третьим космическим туристом за всю историю человечества, Грегори Олсен на орбите проводил исследования.  Выращивал специальные кристаллы. Зачем? Открывает свой карман. Банальный мобильный телефон. В будущем такие будут  работать с помощью этих кристаллов, а не микроэлектроники. Именно научные исследования дают возможность расширять космические программы. От космоса с каждым годом можно ожидать всё больше того, что применимо на Земле. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by