Общенациональное телевидение

Министр образования – о школьных учебниках, централизованном тестировании и профессиональном образовании

Читать на сайте ont.by

В Послании народу и парламенту Президент вновь заявил о необходимости совершенствования образовательной системы. Причём некоторые вопросы должны быть решены уже к сентябрю. Поэтому интервью с министром образования Беларуси Игорем Карпенко будет посвящено реализации поставленных Президентом задач.

Игорь Васильевич, накопилось несколько концептуальных вопросов по всей линейке: от школы до высших учебных заведений. Давайте со школы и начнём. Что вы можете сказать о перегруженности учеников?

– Здесь нужно учитывать различные факторы: не только учебные программы и содержание учебников. Во-первых, есть санитарные нормы и правила, которые определяют допустимую учебную нагрузку с учётом возрастных особенностей учащихся. В начальной школе эта нагрузка не должна превышать 24 часов в неделю. Надо понимать, что от учителя во многом зависит, как эта нагрузка распределена, насколько учитель методически грамотно выстраивает урок, чтобы максимально ребёнок освоил материал. Отсюда выстраивается цепочка, каким будет домашнее задание: перегружено оно будет, недозагружено. Во-вторых, родители должны тоже активно участвовать в этом процессе. Если у ребёнка есть сложности с усвоением школьного материала, может быть, не нужно его перегружать дополнительными кружками, факультативами… Может быть, надо сосредоточиться на том материале, который ему необходимо усвоить за курс, например, средней школы?

Но родители говорят о том, что школьная программа требует такой занятости от ребёнка, что он не справляется. Да, формально мы имеем право его так загружать. 24 часа в неделю – это для начальной школы…

– В средней школе – 30-34 часа.

К этому времени нужно прибавлять ещё домашнее задание, которое непростое сейчас… По крайней мере, в старший классах…

– Здесь тоже нельзя идти по пути упрощения. Во-первых, мир вокруг нас меняется, меняются знания. Когда мы учились в советской школе, мы ничего не знали о компьютере… И сегодня упустить, допустим, в системе общего среднего образования подготовку по информатике, то это, наверное, будет неправильно. Мы создали сейчас специальные рабочие группы, которые проанализируют все учебные программы. И то, что поставлена задача до 1 сентября 2017 года эти программы посмотреть, мы этой работой сейчас активно занимаемся. К этой работе мы привлекли и учителей-практиков. Я вообще хочу сказать, что сегодня мы активно сотрудничаем с учителями-практиками во время написания учебников. Допустим, в каждой группе, готовящей тот или иной учебник, обязательно есть учителя-практики. Причём учителя высшей категории, методисты – те, которые умеют определённый профессиональный багаж.

Что касается учителей-практиков, это важнейшая, на мой взгляд, тема. Что касается программы обучения… что говорят учителя-практики? Не говорят ли они о том, что от лишнего нужно избавить учебники? Что есть то, чем мы нагружаем детей, что в будущем им не пригодится?..

– Эти вопросы также анализируются. И если вы обратили внимание, то мы в этом году исключили из ЦТ ряд тем, допустим, по физике… Нас за это критиковали, что мы это сделали не так рано, как хотелось бы. Потому что, допустим, этим темам, может быть, уделялось бы в школе меньше времени. Вообще надо проанализировать (и мы этим тоже сейчас занимаемся), какого уровня объём знаний должен быть отражён в тех или иных учебниках, и что вообще должен знать ученик. Это такая серьёзная работа.

Это, наверное, с практиками и нужно обсуждать… С учителями, которые видят, как ребёнок реагирует на ту или иную предлагаемую ему информацию…

 Мы так и делаем! Чтоб вы тоже понимали цепочку. Допустим, мы в 2016 году выпустили порядка 46 новых учебников. В этом учебном году они используются, и понятно, что этот год покажет, как ученик реагирует на тот или иной материал, как учитель сопоставляет его со способностью ученика усваивать этот материал. И только после этого года мы сможем дать какой-то выверенный анализ, насколько этот учебник удался.

Я уже вижу, как зрители по ту сторону экрана улыбаются и думают «зачем вы пишите новые учебники?» Есть предметы, в которых что-то меняется. Но в физике, математике и географии ничего не меняется – «оставьте вы то, что наработано практикой!»

 К сожалению, этот вопрос возник не сегодня, и даже не вчера. После развала Советского Союза вместо того, чтобы идти по пути совершенствования, мы начали где-то отказываться: выпустили какие-то другие учебники. Поэтому то наследство, которое нам досталось, его приходится перерабатывать. Мы учитываем опыт советских учебников – работает целый институт образования, специалисты из Академии наук. Тут же важно как: если биология, например, начинает преподаваться с шестого класса, надо посмотреть всю линейку учебников – до 11 класса, от простого – к сложному, межпредметные связи. Например, на учебник шестого класса мог придти один авторский коллектив, на учебник восьмого – уже другой. Как сопоставить эту работу? Это всё сегодня делается, мы активно работаем в этом направлении.

Пару слов о профессиональном образовании. Как будет оно соотноситься с потребностями страны?

– Мы уже частично озвучивали эту тему. Мы хотим коренным образом пересмотреть подходы к формированию заказа на подготовку тех или иных кадров. К сожалению, на сегодняшний момент Министерство образования пока что выступает в роли и заказчика, и подрядчика подготовки этих кадров.

А нужно, чтобы предприятие заказывало эти кадры!

 Совершенно верно! Здесь нужно «плясать» от потребности нашего народно-хозяйственного комплекса в тех или иных специалистах. Поэтому неслучайно был проведён Президиум Совета Министров, где мы определилась, что всё-таки главенствующим в плане прогнозирования потребности тех или иных кадров для системы народно-хозяйственного комплекса будет Министерство труда и социальной защиты. Во-первых, они анализируют рынок труда, его потребности, ведут постоянный мониторинг. Во-вторых, Министерство экономики: там отслеживают, как будет развиваться экономика, какие могут появляться новые перспективные предприятия – с учётом тех новаций, которые происходят в нормативно-правовой базе. Например, создание парка «Великий камень», появление новых инновационных производств – они потребуют заказа определённых кадров. Нам надо сегодня в целом пересмотреть концептуально, как это будет делаться. Сейчас мы как раз создали рабочую группу и совместно с Минтруда и Министерством экономики ищем подходы, как нам концептуально изменить заказ кадров. В какой-то степени нужно его совместно отработать и со статистическим комитетом, который постоянно собирает отчётность. Может быть, в рамках этого нужно посмотреть, как нам видеть эту обратную связь от предприятий.

Это очень непростая задача! Сколько потребуется времени, чтобы мы хотя бы первые шаги сделали к её решению?

 Я думаю, что определённые результаты мы должны получить уже в этом году. Следующая вступительная кампания в высшие, средне-специальные и профессионально-технические учебные заведения, она уже должна почувствовать определённые изменения по заказу кадров. Хотя уже и в этом году мы сократили определённое количество мест. Правда, по телевидению где-то прошла информация, что у нас только одна треть будет учиться на бюджете. Это не совсем правильно: примерно 50% на 50% будут обучаться на бюджете и на платной форме. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by