Общенациональное телевидение

Мигранты стали политической занозой, которая вскрыла нарыв на лице европейской демократии

Читать на сайте ont.by

Когда польский президент Дуда лукавит с трибуны ООН, говоря, что это Беларусь – источник миграционного кризиса в Европе, нам обидна даже не эта откровенная ложь, а то, что каждое его слово отдаляет от решения реальной проблемы. А значит, могут быть и, вероятно, ещё будут новые жертвы, которые не выдержат холодов и побоев и будут опять подброшены к белорусской границе. Но Дуда и Науседа продолжают гнуть свою линию. В это уже не верят ни сами поляки, ни литовцы, да и в ООН давно привыкли, что в пробирке с сибирской язвой может оказаться обычный стиральный порошок, а кадры с жертвами химоружия где-нибудь в Сирии – постановка.


История Аддана мало чем отличается от историй других беженцев. Не по своей воле покинул родную страну – говорит, в Ираке – опасно, могут напасть и даже убить. Только вот мечта о «европейском рае» несколько дней назад рухнула в одночасье.

Али Салаха – едва не погиб. Гостеприимство польских силовиков привело его на больничную койку. Наши пограничники нашли беженца без сознания. Он с содроганием вспоминает пережитый кошмар – несколько дней прятался в польских лесах без еды и воды. Но самое страшное началось, когда его нашли.

Али Салах Аддан, пострадавший: «Нас травили собаками, применяли силу, шокеры, угрожали оружием. Сказали, если еще раз попадем в Польшу, то нас убьют. И никто нас не найдет».

Дальше – настоящий кровавый аттракцион. Польские пограничники заставили иракца пробираться через колючую проволоку. Руки и ноги были изодраны, поляки равнодушно наблюдали. Вспоминая об этом, взрослый мужчина едва не теряет сознание.

Степень отчаяния такая, что Али попросил помощи и убежища хоть в какой-нибудь стране. В Ираке его ждет смерть, в Европе, как оказалось, тоже.

Этот беженец потерял свою жену. Вот эти кадры – документальное свидетельство чудовищного зверства. Семью мигрантов застали врасплох у костра, когда они сушили одежду и обувь. Босыми их погнали сквозь колючую проволоку. Истощенная и избитая женщина просто не выдержала.

Самое жуткое, что все это произошло на глазах у ее собственных детей. И если раны и побои заживут, то психологическая травма – на всю жизнь.

И немой вопрос, почему Европа, о которой так грезили родители, оказалась не раем, а адом? И сколько еще человеческих жизней должно быть принесено в жертву, прежде чем беженцев услышат и поддержат с высоких трибун?

Этот стихийный лагерь вблизи заставы Русаки – афганские беженцы разбили около месяца назад. Им обещали, Европа примет и согреет всех, кто бежит от талибов. В итоге люди застряли на приграничной полосе и пытаются просто выжить.  

Дожди превратили и без того болотистую местность в одну сплошную лужу. Одеяла отсырели, палатки рвутся от ветра, единственный источник тепла – костер – берегут, стараясь экономить дрова. Радуются, когда видят белорусских пограничников, те всегда что-нибудь привезут – одеяла, теплые куртки, еду и воду. Стараются помочь и жители окрестных белорусских сёл – одежда, картошка, закатки, овощи.

Но человечность и политика в Польше и Литве, да и в Брюсселе, – вещи взаимоисключающие. Как бы цинично это ни звучало, но сообщения о десятках трупов беженцев, которые вылавливают, например, у берегов Италии, уже давно никого не шокируют. И голоса правозащитников звучат все тише. Это, к слову, про права и свободы.

Гилберт Доктороу,  политический обозреватель (Брюссель): «Молчат. Они, как побитые собаки, – политическое течение сейчас идет против них, чтобы не было роста людей в поддержку альтернатив Германии и подобных сил права в Европе на будущих выборах. Все власти хотят, чтобы защитники этих человеческих прав просто молчали».

Да и к свободе слова на Западе тоже подходят с изъятиями. Европейские СМИ вынуждают поддерживать выгодную европолитикам повестку. Яркий и ближайший пример – Польша.

Своих журналистов Варшава даже близко не подпускает к границе. Да что там, журналистов – депутата Сейма, который попытался передать помощь мигрантам, бесцеремонно развернули силовики.

Матеуш Пискорский, политолог (Варшава): «Правящее большинство решило ввести чрезвычайное положение. На этой территории отсутствуют польские правозащитники. В итоге мы получаем всего лишь частичную информацию или отрывки информации, прежде всего, через белорусскую сторону. Что касается информации, которую передают белорусские СМИ, – у нас существует определенная информационная стена. Польские журналисты не передают всей информации, которая существует на эту тему, а польские СМИ на этой территории отсутствуют».

А президент Дуда при этом с трибуны ООН, даже не моргнув, обвиняет Беларусь, мол, это мы спровоцировали миграционный кризис. Если следовать варшавской логике, видимо, Ирак, Сирию и Афганистан тоже Минск разбомбил.  

Николай Межевич, директор центра Белорусских исследований института Европы РАН (Москва): «Польша заявила особую позицию по вопросам европейской миграции буквально через год после вступления в ЕС. И если немцы соглашались, что сотни тысяч, а в совокупности речь идет о миллионах людей, приезжают жить в Германию, готовы там жить и они готовы с этим мириться, то Польша с этим мириться не хотела. Никто мигрантов с аплодисментами не встречал, и польская точка зрения тоже была не единственной. Поэтому обвинение Беларуси – это часть политики Варшавы по сокрушению европейской миграционной политики. А ситуация на границе используется как повод, как таран, как угодно называйте».

Под варшавскую дудку охотно пляшет и Литва. Журналистов, пишущих о миграционной проблеме правду, арестовывают. Тем, кто помогает беженцам, грозит уголовное преследование. Такая участь постигла литовскую учительницу, которая приютила пятерых афганцев.   

Гедрюс Грабаускас, правозащитник, председатель «Социалистического народного фронта Литвы»: «Они были усталые, избитые, и их приняла одна жительница приграничного района. Насколько я понял – это ее второй дом, она живет в другом месте, но там имеет усадьбу. Это женщина с опытом, она работала много в гуманитарных организациях, она их пожалела, приняла, они и телефоны подзарядили, она их накормила и т.д. Но знаете, что самое интересное? Они сейчас тоже находятся в Литве, а ее фамилия Лаура Мешкаускене, против нее возбудили уголовное дело за помощь в нелегальной эмиграции, то есть якобы она какая-то преступница».

Вот и получается, что мигранты и те, кто их поддерживает, стали политической занозой, которая вскрыла большой нарыв на лице европейской демократии. И как бы ни старались Вильнюс и Варшава отгородиться от проблемы – информационной стеной или колючей проволокой, – не получается.

Рано или поздно придется смотреть правде в глаза. А еще в глаза людям, против которых Польша и Литва развернули настоящий террор.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by