В основном, это жители Северного Кавказа. В Польше они надеются получить статус беженца, только вот удаётся это единицам. Беженцев возвращают в Брест, но, сойдя с поезда, они снова идут покупать билеты.
На брестском вокзале оживление: поезд из польского Тересполя переполнен. Но не туристами. Семь из девяти вагонов занимают мигранты. Милана Жалаева приехала из Чечни. До этого она уже 30 раз пыталась попасть в Евросоюз, очередная – тридцать первая – попытка вновь провалилась. Раньше женщина жила в одной из брестских гостиниц, когда деньги закончились, пришлось переселиться на вокзал. Но Милана не отчаивается. На пути к светлой европейской мечте, говорит, можно и потерпеть.
Милана Жалаева, житель г. Грозный (Чечня): «Говорят, что там нормально принимают, что жить можно хорошо. Лучше, чем дома. Дома у нас то свет, то газ, то воду отключают».
С перрона сразу в кассу– покупать билет на следующий поезд в Польшу. Таких, как Милана, на брестском вокзале сотни. В среднем за день границу здесь пытаются пересечь более 500 человек. Многие едут целыми семьями.
Геннадий Прохоцук, начальник отделения пограничного контроля «Брест, пассажирская станция»: «Основная сложность в том, что едут многодетные семьи с большим количеством несовершеннолетних граждан. Это создаёт определённые трудности в определении степени родства. Был гражданин Российской Федерации, который использовал паспорт брата».
По словам специалистов, большинство претендентов на статус беженца в Польше – это кочевники со стажем: перед тем как штурмовать Европу, они уже искали лучшей жизни в разных регионах России.
От брестского вокзала до польского Тересполя – меньше пяти километров. Однако отсюда переселенцы месяцами не могут попасть в Евросоюз. У польской стороны лимит: там принимают не больше 30 мигрантов в день. Статус беженца присваивают по Женевской конвенции: его могут получить проживающие в местах боевых действий и жертвы национальных, религиозных, политических и других гонений. Но, пока специалисты будут проверять принадлежность к той или иной категории, у мигрантов есть шанс затеряться в стране и остаться в ней жить нелегально».
Пока же нелегалами их назвать нельзя, ведь все они пытаются попасть в Евросоюз через пункт пропуска, а не обходными путями. А в Беларуси граждане России по закону могут находиться без регистрации 90 дней. Есть в Бресте те, кто недоволен такой миграционной активностью: чтобы купить билет на поезд приходится подолгу стоять в очереди. Что касается криминогенной обстановки, специалисты уверяют – всё под контролем.
Александр Томашев, начальник управления по гражданству и миграции УВД Брестского облисполкома: «Пока мы не наблюдаем каких-либо правонарушений с их стороны. В отношении их правонарушений зафиксировано не было. Разработаны памятки, которые мы даём иностранцам, и знакомим их с правилами пребывания на территории Республики Беларусь».
По прогнозам специалистов, миграционный бум – явление сезонное: к осени поток желающих перебраться в Евросоюз ослабнет. Милане сегодня всё-таки удалось купить билет – следующие поезд в Тересполь уже завтра. И она уверена, что в этот раз уж точно повезёт.
Подписывайтесь на нас в Telegram