Общенациональное телевидение

Метры погонные и квадратные

Читать на сайте ont.by

Говоря о производстве, будь то автомобильное или любое другое, мы должны хорошо представлять себе его перспективу. Желательно на несколько лет вперёд. И если с машинами временной лаг обновления модельного ряда обычно составляет три года, то в лёгкой промышленности всё гораздо сложнее. Нужно постоянно следить за тенденциями и поддерживать свою готовность к изменениям. Для того, чтобы это стало возможным, предприятию необходимо иметь, во-первых, соответствующей квалификации специалистов, во-вторых, самое современное оборудование и, в-третьих, оборотные средства для закупки сырья. Так вот у крупнейшего предприятия концерна «Беллегпром» уже почти всё это есть. И на минувшей неделе было принято решение завершить реализацию инвестиционного проекта «Камволь».

«Камволь» – крупнейший комбинат в СНГ по производству шерстяных тканей – ещё недавно был в шаге от банкротства. Долги, потеря позиций на рынках, затоваренность на складах... Изменить эту ситуацию при оборудовании, 80% которого старше 20 лет, невозможно. Ни морально, ни физически оно просто не соответствовало современным технологиям. А значит, выпускаемая продукция обречена. Собственных ресурсов, чтобы спасти предприятие от ликвидации, сохранить и марку, и коллектив на «Камволе» не было. Понадеялись на иностранных инвесторов. Сначала на горизонте появились россияне. Затем четыре компании из Китая и Турции. Они были готовы профинансировать модернизацию, обещали обеспечить сырьём и помочь со сбытом. Но, увы, в чужие планы «Камволь» так и не вписался.

Правительство тоже искало варианты. Кардинальное предложение – производство закрыть. Лояльное – поджать существовавшие мощности, оставив то, что ещё дышит, а часть оборудования перебросить на другие предприятия отрасли. Так, мол, будет дешевле, чем тратиться на безнадёжное спасение. Неизвестно, чем бы всё закончилось, если бы три года назад в ситуацию не вмешался Президент. После того, как он увидел кладбище станков в аварийных цехах с минусовой температурой и женщин, пытающихся работать в этих условиях, реакция была предсказуемой. Выделить средства на комплексную модернизацию. А по сути – создать новое производство. Срок – конец 2015 года. Так ситуация на «Камволе» попала под личный контроль Президента. Кстати, на днях Александр Лукашенко собирался побывать на предприятии. Но и без официального посещения многое стало понятно.

Премьер-министр, который в том числе курирует и лёгкую промышленность, на «Камволе» был за день до совещания. Пройдясь по всем цехам, Андрей Кобяков отметил, что между тем, каким завод был три года назад и сейчас – большая разница. Проведённая модернизация (она обошлась в 35 миллионов евро) не прошла даром. В перспективе комбинат сможет выпускать до 6 миллионов погонных метров ткани в год, сейчас около одного миллиона. Чтобы выйти на полную мощность, необходимо завершить модернизацию на последнем финишном участке отделки тканей. Пока работает старый цех, из-за чего объёмы производства вдвое ниже, кроме того, не хватает сырья. Практически 100% шерсти – это импорт. Отсюда и пока низкие экономические показатели. В то же время предприятие постепенно выходит из кризиса. Рентабельность, если так можно выразиться, удалось повысить с минус 66% с начала года до минус 26%. И план по развитию комбината у руководства есть, как и обоснования.

Выслушав аргументы правительства, и с учётом перспективы, на которую «Камволь» всё-таки рассчитывает, Александр Лукашенко принял решение выделить ещё 5 миллионов евро, чтобы к концу первого полугодия 2016 года предприятие вышло на проектную мощность. В противном случае, если министры, руководители концерна «Беллегпром» и завода не уложатся в срок и не закроют вопрос с поставкой сырья, то можно предположить, какими последствиями для них это может обернуться.

На «Камволе» обещают вернуть былую славу, обогнать российских конкурентов по технологиям, объёмам и ассортименту. Правда, без устойчивой реализации продукции такой обгон вложенных денег не стоит. Если в 2014 году «Камволь» экспортировал более 70% своих тканей, то в этом году только 50.

Падение связано, в том числе, с решением российского правительства назначить Брянский камвольный комбинат (а это прямой конкурент минчан) единственным поставщиком форменных тканей для силовых и других структур. Но антикризисный план для брянского производства уже рассматривают как угрозу для других российских комбинатов – Павлово-Посадского и Свердловского, половина производства которых завязана именно на ведомственный ассортимент.

Вместе с тем если решение по Брянскому комбинату буде отменено (тем более, что уже есть соответствующее постановление Евразийской экономической комиссии), минский «Камволь» сможет вновь выполнять российские госзаказы и увеличить экспорт до 75%. И всё же российский рынок не стабилен, поэтому директор «Камволя» намерен диверсифицировать поставки в Европу.

Среди отраслей, где экспорт не оправдал надежд, не только лёгкая промышленность, но и строительный комплекс. Основной рынок сбыта белорусских стройматериалов – как и тканей, и других товаров – российский. А он, как известно, просел. Перенаправить экспортные потоки не так просто. И только, говорят, на ограниченный радиус – 600-700 километров. Более дальние маршруты убыточны. Меньше заказов стало и внутри страны. Государственную программу жилищного строительства в стране из-за экономии финансовых средств этим летом скорректировали с пяти до четырёх миллионов квадратных метров. В итоге строительные предприятия (большинство из них провели модернизацию и готовы наращивать мощности) вынуждены наоборот сокращать объёмы производства. 

Руководители трёх столичных предприятий – «МАПИД», Минского домостроительного комбината и Завода эффективных промышленных конструкций нашли выход из непростой ситуации и предложили строить недорогие дома своими силами из собственных материалов и самим продавать их, минуя посредников – УКСы. Другими словами, производители хотят выступать и в роли заказчика, и в роли застройщика. На большую прибыль производители не претендуют, готовы работать с рентабельностью в 5 процентов, чтобы цена квадратного метра была подъёмной для очередников. Дело за малым – за площадкой. Руководители обратились в Мингорисполком с просьбой оказать содействие, однако найти общий язык с чиновниками так и не смогли. Вынуждены были написать Президенту. Реакция последовала незамедлительно.

Столица – лидер по количеству нуждающихся в улучшении жилищных условий. Минску запрещено «выходить» за существующие административные границы и занимать пахотные земли. Означает ли это, что в столице дефицит строительных площадок? Вовсе нет, уверяют специалисты, свободное пространство есть – нужно снести ветхое частное жильё, застроить пустыри, вынести за городскую черту некоторые промышленные предприятия. Конечно, всё это не делается по волшебству и бесплатно, но ведь другого не дано. Собственно, исходя из этого, и разрабатывался генплан Минска. По нему до 2030 года в столице возведут более 11 миллионов квадратных метров жилья. Но если дело не в площадках, то в чём? В решении подобных вопросов, уверяет мэр, городские власти руководствуются интересами города и горожан, а предприятия своими, корпоративными.

Андрей Шорец, председатель Минского горисполкома: «Мы определили уже на первом этапе три дома, которые будут реализованы по данному принципу. Но вы правильно сказали, что это должны быть люди, состоящие на учёте нуждающихся в улучшении жилищных условий. И не вне очереди, а в порядке постановки на учёт. И данные поручения были даны руководителям предприятий. Они же хотят, чтобы это был любой гражданин, который стал на очередь в 2015 году».

Логика мэра проста – поскольку жильё будет возводиться с государственной поддержкой, претендовать на него должные те, кто раньше других стал на учёт нуждающихся в улучшении жилищных условий. Иначе нарушается принцип справедливости. Кроме того, есть риск, что наиболее предприимчивые и финансово обеспеченные граждане захотят построить квартиру, и при этом сохранить своё место в городской очереди нуждающихся. 

Найти приемлемое для всех решение Президент потребовал до 20 декабря. Мэру поручено выделить новые площадки для строительства и обеспечить производственную загрузку подведомственному сройкомплексу. Что касается списков очередников, их застройщики и минские власти будут составлять совместно и по справедливости.

Производителям же Александр Лукашенко настоятельно рекомендовал активнее работать не только над экспортом продукции как таковой, но и строительных услуг. Однако приемлемых качества и цены недостаточно. Нужен ещё и расторопный менеджмент.

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by