Общенациональное телевидение

Мастер и его Маргарита: народный артист СССР Валентин Елизарьев – глазами музы и супруги

Читать на сайте ont.by

Балет как судьба. И счастливый билет в профессию. Сегодня юбилей отмечает народный артист СССР Валентин Елизарьев. Непререкаемый авторитет, создатель современного белорусского балета и худрук Большого театра. Об искусстве, сцене и жизни с Мастером – обо всем этом Александр Матяс расспросил его Маргариту – супругу Валентина Николаевича и его музу. 


Интервью получилось во многом личным. Итак, Мастер, каким его знают немногие.

Александр Матяс: Маргарита Николовна, Вы понимали, за кого выходили замуж?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Я понимала, что я выхожу замуж за очень талантливого молодого человека, который очень поэтичен, очень романтичен. Он читал мне стихи на болгарском языке моих любимых поэтов-символистов, я не могла предположить, что кто-то знает их! И, конечно, если бы он не был таким, какой есть, я, наверное, и не вышла бы замуж.

Александр Матяс: Он таким и остался?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Нет! Он превзошел мои ожидания.

Александр Матяс: Ревновали к балеринам?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Нет! Я знала, что вокруг него все время будут крутиться балерины.

Александр Матяс: И поклонницы.

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: И поклонницы, и т.д. Это другой мир.

Александр Матяс: Он поводов не давал?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Я думаю, что не давал. А если и давал, я не знаю. Поэтому я спокойна. На репетиции ты можешь и обнять актера, и объяснить ему что-то, но это совсем не значит, что ты его обнимаешь, как любимого человека. Ты его обнимаешь, как персонажа, которому нужно что-то объяснить.   

Александр Матяс: С какой из постановок Валентина Николаевича вы бы сравнили ваш союз?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: В каждой из постановок есть какая-то аналогия с событиями, с моментами, которые происходили в нашей жизни. Может быть, я бы отдала предпочтение «Спартаку». У него очень большая изобретательность, я считаю, пластическая. А вот это очень важно для того, чтобы зритель, который приходит в театр, перестал понимать, что он в театре. Он, когда ставит, он протанцовывает все партии.

Александр Матяс: С вами вместе?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Нет, сам. Это сам. И за женщин, и за мужчин. Валентин Николаевич чрезмерно эмоционален.

Александр Матяс: Обуздать его можете только...

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Нет, я бы не сказала. Я могу вытерпеть до поры до времени или, зная его, как-то отойти. Не все умеют понимать, что у творческого человека существует некая достаточно агрессивная внутренняя жизнь.

Александр Матяс: А вы чувствуете эти моменты?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Ну, я уже чувствую.

Александр Матяс: В Большом Елизарьев ставит спектакль, что меняется дома?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Дома уже ты находишься...

Александр Матяс: На пороховой бочке?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Не столько на пороховой бочке. Дома необходимо создать некую атмосферу спокойствия.

Александр Матяс: Ну, а в этот момент можно попросить: «Валентин Николаевич, помойте посуду»?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Нет, я никогда бы это не сделала. Хотя он и моет посуду. Он почему-то любит дом. Именно потому, что он может расслабиться. Считаю, что самое большое достижение нашей семьи, это то, что мы воспитали очень хороших детей. Дедушка обожает внуков. Обожает – это не то слово. Он им все прощает. Вот то, что он не прощал детям, он прощает внукам. Он – очень добрый человек, а вот это качество обычно не замечают из-за взрывного характера. И он – не политик. Понимаете, он говорит правду-матку.

Александр Матяс: Поздравьте же его?

Маргарита Изворска-Елизарьева, заслуженный деятель искусств БССР: Я ему желаю, чтобы он успокоился. Смирил себя с самим собой. Потому что он все время недоволен. Долгих лет рядом со мной. «В семье» – я бы так сказала. 

Подписывайтесь на нас в Telegram

Другие новости на ont.by